79
С0ЧИНЕН1Я В. Г. ВЪЛИИСКАГО.
80
столько убеждешемъ, сколько, во-первыхъ,
подчинешемъ всеми принятому обычаю, а
во-вторыхъ, риторической манерой. До поэ-
зш достигала оиа и у самого Державина
только тамъ, где онъ переставалъ быть поэ-
томъ въ духе времени и становился про
сто человеком*. Простимъ же ей, нашей
литературе, ея грехи, вольные и неволь
ные, и будемъ ей благодарны за то, что
она, и только одна она, была воспитатель
ницей юнаго, созданнаго Петромъ Великими,
общества, отъ Кантемира до нашихъ вре-
менъ. По мне, нйтъ цены этими неуклю-
жимъ стихамъ умнаго, честнаго и добраго
Кантемира:
. . ..........................
Лучшую дорогу
Избрали, кто правду всегда говорить принялся;
Но и кто правду молчитъ, виновенъ не стался,
Буде ложью утаить правду не посм*етъ.
Счастливь, кто средины оной держаться ум*етъ;
Умъ св*тлый нуженъ къ тому, разговоръ прь
ятный,
Учтивость приличная, что даетъ родъ знат
ный.
Ползать не совгътую, хоть спгъси гнушаюсь,
Адамъ дворянъ не родилъ, но одному сыну
ЖребШ былъ копать садъ, пасть другому ско
тину;
Ной въ ковчег* съ собою спасъ все себ* рав-
ныхъ
Простыхъ землед*телей, нрава лишь славныхъ;
Отъ нихъ мы произошли, одинъ поран*е
Оставя дудку, соху, другой—попозднее.
Чтобъ не возвращаться опять къ одному
и тому же предмету, вынишемъ теперь же
изъ шестой сатиры стихи, въ которыхъ
Кантемиръ казнитъ насмешкой доброволь
ное унижете человйческаго достоинства низ-
копоклонствомъ и лестью:
Съ п'Ьтухами пробудясь, нужно потащиться
Изъ дому въ домъ на поклонъ, въ переднихъ
томиться,
Полдни торчать на ногахъ съ холопы въ бе-
с*д*,
Ни сморкнуть, ни кашлянуть см*я. По об*д*
Та же жизнь до вечера; ночь вся безпокойно
Пройдетъ, думая, къ кому поутру пристойно
Еще б*жать, передъ к*мъ гнуть шею и спину,
Чтб слуг* въ подарокъ, что повесть господину,
Нуясно часто полагать, небылиц* в*рить,
Что одною скорлупою можно море смерить;
Господскую сносить сп*сь, признавать, что ро-
; омъ
Моложе Владим
1
ра однимъ только годомъ,
Хоть ты помнишь, какъ отецъ носилъ кафтанъ
с*рой,
Кривую жену его называть Венерой.
И въ шальныхъ д*тяхъ хвалить остроту при-
родну;
Не з*вать, когда онъ самъ песетъ сумасбродну.
Нужно благод*телемъ звать того, другого,
Отъ кого в*къ не видать добра никакого...
Третья сатира, «Къ веофану, епископу
новгородскому», написанная въ 1730 году,
разеуждаетъ о различш страстей челов'Ьче-
скихъ. Тутъ осмеиваются сребролюбцы, сплет
ники, болтуны, ханжи, самолюбцы, пьяницы,
завистники и т. п. Въ четвертой сатире,
написанной въ 1731 г., Кавтемиръ енраши-
ваетъ свою музу, не пора ли имъ перестать
писать сатиры?
.......................................... Многимъ т* нелгобы,
И ворчитъ ужъ не одинъ, что гд* н*тъ мн*
д*ла,
Тамъ мЪшаюсь, и кажу себя черезчуръ см*ла.
Ты (говорить онъ своей музе) смело ху
лишь и находишь свое вееелш въ томъ, что
бы бесить злыхъ, ’«а я вижу, что въ чу-
жомъ пиру мне похмелье». Одинъ (продол
жаете сатирики) хочетъ потянуть меня къ
суду, что, нападая на пьяницъ, «умаляю
кружальные доходы»; другой, похваляясь,
что отъ доски до доски прочелъ Библт ос-
трожской печати, убедился изъ нея, что «во
мне нечистый духъ злословить бороду»; тре-
т!й сердится, что нападло на взятки. Тогда
сатирики, желая переменить грубый тонн
на вежливый, начинаете иронически хва
лить глупцовъ и негидяевъ; но это дово
дите его до сознашя, что онъ не умеете и
въ шутку хвалить того, что считаетъ дур
ными.
...................................когда хвалы принимаюсь
Писать, когда Муза, твой нравъ сломить ста
раюсь,—
Сколько ногти ни грызу, и тру лобъ вспогЬлый,
Съ трудомъ стишка два сплету, да и т* не сп*лы,
Жестки, досадны ушамъ, и на т* походятъ,
Что по ц*лой азбук* святыхъ жить водятъ. *)
Духъ твой л*нивъ, и въ зубахъ вязнетъ твое
слово
Не забавно, не красно, не сильно, не ново;
А какъ въ нравахъ вредно чтб усмотрю, ум-
няе
Самъ ставши, подъ перомъ стихъ течетъ ско
рее;
Тогда
я
стихотворцемъ .самъ себя поздравлю,
И чтецовъ моихъ з*вать тщетно не заставлю;
Проворенъ, веселъ еи*шу, какъ воледь на по-
б*ду,
Иль какъ попъ съ похоронъ къ жирному об*ду.
Кантемиръ заключаете эту сатиру теми,
что сатиры могутъ' не нравиться только
дурными людями и глупцами, на которыхъ
нечего смотреть:
Такимъ однимъ сатира наша быть противна
Можетъ; да ихъ нечего щадить, и не дивна
Мн* любовь ихъ, какъ и гн*въ ихъ мн* стра-
шенъ мало.
Просить у нихъ не хочу, съ ними не пристало
Вестись, чтобъ не почерн*ть, касаяся сажи;
Вредить не могутъ т* мн*, пока въ сильной
стражи
Нахожуся матери отечества правой.
*)
Вотъ прим*чан
1
в, изъ изданш 1762 г., на
этотъ стихъ: „н*кто, прозвате
Максимовтъ,
стихами описалъ и по азбук* расположилъ
жиия святыхъ печерскихъ. Сйя книга напеча
тана въ Шев* въ листъ и пальца въ два тол
щины; однако жъ въ ней, крон* именъ свя
тыхъ
и
государя царевича АлексЬя Петровича,
которому приписана, ничего путнаго не най
дешь“.