81
I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.
82
А коимъ Богъ чистой духъ ’даль и разумъ
здравой,
Беззлобны беззлобные наши стихи взлюбятъ,
И охотно станутъ честь, надеясь, что сгубятъ,
Можетъ быть, или уменьшать злые людей нравы.
Сколько
тёмъ
придается имъ и пользы, и
славы!
Въ этихъ стихахъ —весь Кантемиръ! Этотъ
человйкъ не былъ поэтомъ; непосредствен
ный художественный талантъ не былъ его
удйломь. Его поэзш—поэзш ума, здраваго
смысла и благороднаго сердца. Кантемиръ
въ своихъ стихахъ —не поэтъ, а нублицистъ,
нишунцй о нравахъ энергически и остроум
но. НасмЬшка и иронщ—вотъ въ чемъ за
ключался талантъ Кантемира.
Пятая сатира, «Сатиръ и Перщргъ», на
писанная въ 1737 г. въ Лондон^, устре
млена «на челокЬчесшя злонравщ вообще».
Ея форма очень изысканна, и въ цйломъ
она скучна; но подробности есть удивитель
ный, какъ, наприм^ръ, это мФсто:
Болваномъ Макаръ вчера казался народу,
Годенъ лишь дрова рубить или таскать воду;
О безумщ его
худая шла
повёсть
,
Углемъ чернымъ всякъ пятналъ его плоху со
весть.
Улыбнулося тому же счастье Макару,—
И сегодня временщикъ: ужъ
совсёмъ
подъ-пару
Честными, знатными, искусными людями ста
новится,
Всякъ уму наперерывъ дивится.
Сколько пользы отъ него царство ждать имЁетъ.
Поправить взглядомъ одними все легко умЁетъ.
Ч
ёмъ
бывнпй глупецъ предъ ними народи весь
озлобили;
Богъ въ благополучш ваше его собилъ.
Заключеше этой сатиры особенно забав
но. Исчисляя разный человйчесюя глупо
сти, сатирики говорить:
Пахарь, соху ведучи иль оброки считая,
Не однажды привздохнетъ, слезы отирая:
За что-де меня Творецъ не сдЁлалъ солдатомъ?
Не ходили бы въ сЁрякЁ, но въ платьЁ бо-
гатомъ,
Знали бы лишь одно свое ружье да капрала,
На правежЁ бы нога моя не стояла.
Для меня бъ свинья моя только поросилась,
Си коровы
мнё
бъ молоко,
мнё
бъ куря но
силась,
А то все нриказчицЁ, стряпчицЁ, княгинЁ
Понеси въ поклояъ, а сами жирЁй на
мякинё
.
Пришелъ наборъ, пахаря вписали въ солдаты:
Не однажды дымные вспомнить уже палаты.
Проклинаетъ жизнь свою въ зеленомъ кафтанЁ,
Десятью заплачетъ въ день по сЁромъ жупанЁ.
Толь не житье было
мнё
, говорить, въ кресть
янства?
Правда, тогда не ходили я въ такомъ убран-
сгвё
;
Да
лётомъ
въ
подклётё
я, на печи зимою
Сыпали, въ дождики изъ избы я вонъ ни
ногою;
Заплачу подушное, оброкъ господину,
Какую жъ больше найду я тужить причину?
Щей горшокъ, да сами большой, хозяинъ я
.дома.
ХлЁба у меня черезъ годъ, а скотамъ солома.
Дальна Ёзда
мнё
была съЁздить въ торги для
соли
Иль въ праздники войти въ село, и то съ доб
рой воли!
А теперь—чортъ, не житье, волочись по свЁту,
Все бы рубашка бЁла, а вымыть
чёмъ
нЁту;
Ходи въ штанахъ, возися за- ружьемъ по-
*
етрЁлымъ,
И
гдё
до смерти
всёхъ
бьютъ надобно быть
смёлымъ
.
Ни выспаться некогда, часто
нётъ
что кушать;
Наряжать
мнё
все собой, а сотерыхъ слушать.
Чернецн- тотъ, коль день назадъ чрезмЁрну
охоту
ИмЁлъ ходить въ клобукЁ, и всяку работу
Въ церкви легку сказывали, прося со слезами,
Чтобъ и онъ съ небесными былъ въ счетЁ чи
нами,—
Сегодня не то ноетъ: ради бы скинуть рясу,
Скучили ужъ сухари, пелетЁлъ бы къ мясу;
Ради къ чорту въ товарищи, лишь бы бЁль-
цомъ быти,
Н
ётъ
мочи ужъ ангеломъ въ елабомъ
тёлё
слыти.
Шестая сатира, написанная въ 1738 г.,
разсуждаетъ «о истинномъ блаженствЬ».
Сатирикъ доказываетъ въ ней, что истин
ное счастье заключается въ благоразумной
серединД и въ бесйдЬ съ музами. Седьмая
сатира, «Къ князю НикитЬ Юрьевичу Тру
бецкому», написанная въ 1739 еоду въ Па-
рижД, разсуждаетъ «о воспитати». Эта
сатира исполнена такихъ здравыхъ, г у-
м а н н ы х ъ яонятай о воешгганш, что
стбпла бы и теперь быть напечатанной
золотыми буквами; и не худо было бы,
если бы вступаннще въ бракъ предвари
тельно заучивали ее наизусть.
Вотъ нисколько отрывковъ на выдержку:
Завсегда
дётямъ
твердя стропе уставы,
Наскучишь; истребишь въ нихъ всяку любовь
славы,
Вели часто предъ людьми обличать ихъ ста
нешь:
Дай имъ время и играть; самъ себя обманешь,
Вуде станешь торопить линшо спЁша
дёло
;
Наедин-Ь исправлять можешь ты ихъ
смёло
.
Ласковость больше въ одинъ часъ дЁгей испра
вить,
Нежъ
суровость
въ
цёлый
годъ; кто часто
за
ставить
Дрожать сына предъ собой, хвальну въ немъ
загладить
С
мёлость
,
и безвременно торопЁть повадить.
Счастливь кто надеждою похвалъ взбудить
знаетъ
Младенца; много къ тому примЁръ пособляетъ:
Относятъ къ сердцу глаза
вёсть
уха скоряе.
Не одни
тё
растятъ насъ, коимъ наше
дётство
ВвЁрено; со
всёхт
^ сторонъ находить посредство
Вскользнуться внутрь сердца нравъ:
все,
что
окружаетъ
Младенца, произвести въ немъ нравъ помогаетъ.
Обычно
цвётъ
чистоты первый увядаетъ
Отрока въ объятаяхъ рабыни; и знаетъ
Унесши младенецъ, что небомъ и землею
Отлыгаться предъ отцомъ наставленъ слугою.
Слуги язва суть дЁтей; родителей злЁе
В
сёхъ
примЁръ. Часто
дёти
были бы честнЁе,
Вели бъ и мать, и отецъ предъ младенцемъ
знали
Собой владЁть, и язы-къ. свой въ уздЁ держали.