Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  346 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 346 / 734 Next Page
Page Background

683

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЬЛИНСКАГО.

68

#

Какъ будто грома грохотанье,

Тяжело-звонкое скаканье

Но нотрясеаной мостовой. .

Мы понимаемъ смущенной душой, что не

дроизволъ, а разумная водя олицетворены

въ этомъ М'Ьдномъ ВсадникЪ, который, въ

неколебимой вышний, съ распростертой ру­

кой, какъ бы любуется городомъ... И намъ

чудится, что, среди хаоса и тьмы этого раз-

рушенш, изъ его мйдныхъ устъ исходить

творящее: «да будетъ!», а простертая рука

гордо повелйваетъ утихнуть разъяреннымъ

стихшмъ... И смиреннымъ сердцемъ при-

знаемъ мы торжество общаго надъ частными,

не отказываясь отъ нашего сочувствш къ

страдай¡ю этого частнаго... При взглядй на

Великана, гордо и неколебимо возносящагося

среди всеобщей гибели и разрушенш, и какъ

бы символически осуществляющаго собой не­

сокрушимость его творетя,—мы, хотя и не

безъ содрогашя сердца, но сознаемся, что

этотъ бронзовый гигантъ не могъ уберечь

участи индивидуальностей, обезпечивая участь

народа и государства; что за него истори­

ческая необходимость, и что его взглядъ на

насъ есть уже его оправдаше,.. Да, эта по­

эма—апоееоза Петра Великаго, самая сме­

лая, самая грандюзная, какая могла только

щлйти въ голову поэту, вполн’Ь достойному

быть шЬвцомъ великаго преобразователя

Росши... Александръ Македонсшй завидо­

вали Ахиллу, имевшему Гомера своими нЬв-

цомъ: въ глазахъ насъ, русскихъ, Петру не­

кому завидовать въ этомъ отношенш... Пуш-

кинъ не написалъ ни одной эпической по­

эмы, ни одной «Петршды», но его «Стансы»

(Въ надежд! славы и добра), мнопя мйшга

въ «Полтава», «Пиръ Петра Великаго» и,

наконецъ, этотъ «Мйдный Всадники» обра-

зуютъ собой самую дивную, самую великую

«Петршду», какую только въ состоянш со­

здать ген1й великаго нащональнаго поэта...

И мгЬрой трепета при чтенш этой «Г!етр!а-

ды» должно определяться, до какой степени

въ праве называться русскими всякое русское

сердце...

Намъ хотелось бы сказать что-нибудь о

стихахъ «Меднаго Всадника», о ихъ упру­

гости, силе, энерии, величавости; но это

выше силъ нашихъ: только такими же сти­

хами, а не нашей бедной прозой можно хва­

лить ихъ... Некоторый места, какъ, напри-

игЬръ, упоминовеше о графе Хвостове, по-

казываютъ, что по этой поэме еще не былъ

проведенъ окончательно резецъ художника

да и напечатана она, какъ известно, после

его смерти; но и въ этомъ виде она—ко­

лоссальное произведете...

Въ статье Пушкина «Путешествш въ Арз-

румъ» находятся слйдующш строки: «Здесь

нашелъ я измаранный списокъ «Кавказскаго

Пленника» и, признаюсь, перечелъ его съ-

большими удовольствшмъ. Все это слабо, мо­

лодо, неполно; но многое угадано и выра­

жено верно.» Насъ всегда поражала благо­

родная и безпристрастная верность этой

оценки, и нельзя не согласиться, что это

лучшая критика на «Кавказскаго Пленника».

«Кавказсшй Пленники» вышелъ въ свети въ

1822 году и былъ одними изъ первыхъ про-

нзведешй Пушкина, наиболее способство-

вавшихъ его народности въ Росши. Истин­

ными героемъ ея былъ не столько пленники,

сколько Кавказъ; исторш пленника была

только рамкой для описанш Кавказа. Слу­

чилось такъ, что и одно изъ последнихъ про­

изведете Пушкина опять посвящено было

тому же Кавказу, тЬмъ же горцами. Но ка­

кая огромная разница между «Кавказскими

Пленникомъ» и «Галубомъ». Словно ъъ раз­

ные века и разными поэтами написаны эти

две поэмы! Въ «Путешествии въ Арзрумъ»

Пушкинъ разсказываетъ между прочимъ о

похоронахъ у горцевъ, которыхъ свпдйте-

лемъ ему случилось быть. Это даетъ право

догадываться, что впечатлйтя, плодомъ ко­

торыхъ былъ «Галубъ», собраны были по-

этомъ во время его путешествш въ Арзрумъ,

въ 1829 году, и что эта поэма была напи­

сана ими после 1829 года. Если ее разде­

ляли отъ «Кавказскаго Пленника» проме-

жутокъ только десяти лети,—какой великЩ

прогреешь! И чтб бы написалъ нами Пуш-

кинъ, если бъ прожили еще хоть десять лёти!

Сколькихъ добрыхъ жизнь поблекла!

Сколькихъ низкихъ рокъ щадитъ!

НЪтъ великаго Патрокла!

Живъ презрительный Терситъ!..

Въ «Галубе» глубоко гуманная мысль вы­

ражена въ ббразахъ столько же отчетлив»

верныхъ, сколько и ноэтичеснихъ. Старикъ

чеченецъ, похоронивъ одного сына, полу-

чаетъ другого изъ руки его воспитателя. Н*

этотъ второй сынъ не заменили ему своего

брата и обманули надежды отца. Вези обра­

зован^, безъ всякаго знакомства съ другими

идеями или другими формами общественной

жизни, но единственно инстинктомъ своей

натуры юный Тазитъ вышелъ изъ стихш

своего родного племени, своего родного об­

щества. Они не понимаетъ разбоя ни какъ

ремесла, ни какъ поэзш жизни; ни понимаетъ

мщенш ни какъ долга, не какъ наслаждетя

Среди родимаго аула

Онъ все чужой; онъ цЪлый день

Въ горахъ одивъ молчитъ и бродитъ.

Такъ въ саклЪ пойманный олень

Все въ л'Ьсъ глядитъ, всевъ глушь ухо-

-

дитъ,.

Онъ любитъ по крутыми скаламъ

Скользить, ползти тропой кремнистой,

Внимая бурЪ голосистой

И въ безднЪ воющимъ волнамъ.

Онъ иногда до поздней ночи