Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  348 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 348 / 734 Next Page
Page Background

С0ЧИНЕН1Я В. Г , БМИНСКАГО.

Съ подружкой р'Ьзво говоря,

И вдругъ садилась и б-тЬднАла,

И отвечая не глядела,

И разгоралась, какъ заря;

Или у водъ когда стояла,

Текущихъ съ камеяпыхъ вершинъ,

И долго кованный кувншнъ

Волною звонкой наполняла..

И онъ, не властный превозмочь

ВолненШ сердца, разъ приходить

Къ ея отцу, его отводить

И говорить: „Твоя мнЪ дочь

„Давно мила; по ней тоскуя,

„Одинъ и сиръ давно живу я;

„Благослови любовь мою;

„Я бВДенъ, но могучъ и молодь;

„Я агнецъ дома, зв'Ьрь въ бою;

„Къ намъ въ саклю не впущу я голодъ;

„ТебЪ я буду сынъ и другъ

„Послушный, преданный и нужный,

„Твоимъ сынамъ кунакъ надежный,

„А ей приверженный супругъ...“

Увы! бедный юноша говорилъ все это, не

зная еамъ себя. Онъ былъ могучъ и молодъ,

у него много было отваги и храбрости,—

но онъ жал'Ьлъ бйзкавшаго раба, не могъ

убить израненнаго и обезоруженаго врага:

онъ не былъ чеченцемъ. и въ его сакле по­

селился бы голодъ... И за то онъ отверженъ;

отвержена и та, которая имела несчастае

полюбить его! "Что съ ними стало, намъ не­

интересно знать. Они должны погибнуть—

это верно; но какъ погибпуть, что до того!..

Следовательно, поэму эту можно считать це­

лой и ок тленной. Мысль ея видна и вы­

ражена вполне.

«Египегсюя ночи»—въ одно и то же вре­

мя и повесть, писанная прозой, и поэма,

писанная стихами. Повесть прекрасная. Ха-

рактеръ Парскаго, русскаго поэта и свет-

скаго человека, который зяаетъ цену искус­

ству и таланту и со всемъ темъ стыдится ре­

месла своего ;характеръ импровизатора, страст-

наго, вдохновеннаго жреца искусства, унижен-

наго, низконоклоннаго итальянца, жаднаго къ

прибытку нищаго; харакгеръ нашего боль­

шого света, его странный отношенья къ

искусству, —все это выдержано сь удиви­

тельной верностью, до мельчайшихъ подроб­

ностей,—до некрасивой девушки, по прика-

занш матери написавшей тему импровиза­

тору. Но что сказать о поэме—„C leopatra

ei suoi am a n ti“?.. Въ «Медномъ Всаднике»

поэтъ показалъ намъ величественный образъ

преобразователя Россш и современный Пе­

тербурга; въ «Галубе» перенесъ насъ въ

среду кавказскихъ дикарей, чтобъ показать,

что и тамъ есть человеческое достоинство,

осужденное на трагическое сградаше; въ

«Египетскихъ ночахъ» волшебнымъ жезломъ

своей поэзш онъ переносить насъ въ среду

древняго ри.мскаго

Mipa,

одряхлЬвшаго, утра-

тившаго все вероватя, все надежды, хо-

доднаго къ жизни и все еще жаждущаго

наслаждсшй, за которыя охотно платить

687

жизнью, какъ будто жизнь дешевле денегъ...

Во всехъ этихъ трехъ поэмахъ видимъ мы

Пушкина, узнаемъ въ немъ ему только свой­

ственные колорита и стиль; но ни въ одной

изъ нихъ не повторяетъ онъ себя,—напро-

тивъ, въ каждой являетъ изумленному взору

нашему совершенно новый мщъ: «Медный

Всадникъ» — весь современная Русь, «Га-

лубъ>—весь Кавказъ, «Египетстя ночи»,

это—воскрешшй, подобно Помпее и Герку­

лануму, древшй мщъ на закате его жизни...

О стихахъ импровизатора не говоримъ; это

чудо искусства...

Три последнш означенный нами поэмы въ

художественномъ отношенш неизмеримо вы­

ше всехъ прежнихъ поэмъ Пушкина. Въ

нихъ виденъ вполне развивипйся и вырабо­

тавшейся художественный стиль, который дод-

женъ быть принадлежностью всякаго вели-

каго поэта. Что -то глубоко-грустное, но вме­

сте и величаво-спокойное лежита въ поэти-

ческомъ колорите, разлитомъ на этихъ тво-

реньяхъ. Въ одномъ изъ лучшихъ своихъ ли-

рическихъ стихотвореней поэтъ не даромъ

сравншгь печаль души своей съ виномъ, ко­

торое тймъ крепче, чемъ старЬе. Мы приба-

вимъ отъ себя, что вино, чемъ старее, темъ

не только крепче, но и вкуснее, и аромат­

нее... Продолжая сравненье, начатое самимъ

.же поэтомъ, скажемъ, что последтя произве­

дший его, утративъ конфектпую сладость

первыхъ, прюбрЬли вкусъ и благовонную

букетистость дорогого сгараго вина...

«Анджело составляетъ переходъ отъ эпи-

ческихъ поэмъ къ драматическимъ; по край­

ней мере дтлогь играетъ въ этой пьесе

большую роль. «Анджело» былъ принята пу­

бликой очень сухо, и по-деломъ Въ поэме

видно какое-то ушше на простоту, отчего

простота ея слога вышла какъ~то искус­

ственна. Можно найти въ «Анджело» счаст­

ливый выражешя, удачные стихи, если хо­

тите,—много искусства, но искусства чи­

сто-техническаго, безъ вдохяовешя, безъ

жизни. Короче, эта поэма недостойна та­

ланта Пушкина Больше о ней нечего ска­

зать.

Теперь перейдемъ къ драматическимъ

опытамъ Пушкина, которые онъ столь бли­

стательно началъ своимъ «Борисомъ Году-

новымъ». Драматический элемента сильно

пробивался и въ первыхъ поэмахъ его—

«Бахчисарайскомъ Фонтане», «Цыганахъ»

и «Полтаве», такъ что по ннмъ уже можно

было видеть, что онъ можетъ ырюбр’Ьсти

т а т е же успехи и въ драматической иоэзш,

каше прюбрелъ уже въ лирической и эпи­

ческой. Сцена изъ «Бориса Годунова», на­

печатанная еще вь 1828 году, оправдала

это ожидайте. Въ 1829 году во второмъ

томе «Стихотворешй Александра Пушкина»

6 8 8