Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  312 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 312 / 734 Next Page
Page Background

615

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКАГО.

616

извелъ русское общество того времени, и въ

лиц'Ь Онегина и Ленскаго.показалъ, его глав­

ную, т. е. мужскую, сторону; но едва лн не

выше подвигъ нашего поэта въ томъ, что

онъ первый поэтически в'оепроизвелъ, въ ли­

це

Татьяны, русскую женщину. Мужчина во

всТхъ состоят яхъ, во всЬхъ слояхъ русскаго

общества играетъ первую роль; но мы не

скажемъ, чтобъ женщина играла у насъ вто­

рую и низшую роль, потому что она ровно

никакой роли не играетъ. Исключение остает­

ся только за высшими кругомъ, по крайней

мйрй до известной степени. Давно бы пора

намъ сознаться, что, несмотря на нашу

страсть . во всемъ копировать европейсше

обычаи, несмотря на наши балы съ танцами,

несмотря на отчаяше славянолюбовъ, что

мы совеЬмъ переродились въ нЪмцевъ,—

несмотря на все это, пора намъ, наконецъ,

признаться, что еще и до сихъ поръ мы—-

плоххе рыцари, что наше внпмаше къ жен­

щине, наша готовность жить и умереть для

нея до сихъ поръ какъ-то театральны и от­

зываются модной светской фразой, и при

томъ еще не собственнаго нашего изобре­

тен^, а, заимствованной. Чего добраго! те­

перь и «пошгенное» купечество съ бородой,

отъ которой попахиваетъ «маневько» капу­

стой и лучкомъ, даже и оно, идя по улице

съ «хозяйкой», ведетъ ее подъ руку, а не

толкаетъ въ спину колйномъ, указывая до­

рогу и заказывая зевать по сторояамъ; но

дома... Однако зачймъ говорить, что бываетъ

дома? зачЬмъ выносить соръ изъ избы?..

Набравшись готовыхъ чужихъ фразъ, кри-

чимъ мы и въ стихахъ, и въ прозе: «жен­

щина—царица общества; ея очарователь-

нымъ присутствшмъ украшается общество»

и т. п. Но посмотрите на наши общества

(за исключешемъ высщаго свйтскаго): везде

мужчины—сами по себе, женщины—сами

по себе. И самый отчаянный любезникъ, си­

дя съ женщинами, какъ будто жертвуетъ со­

бой изъ вежливости; потомъ всгаетъ и съ

утомленнымъ видомъ, словно после тяжкой

работы, идетъ въ комнату мужчинъ, какъ бы

для того, чтобъ свободно вздохнуть и осве­

житься. Въ Европе женщина—действительно

царица общества: веселъ и гордъ мужчина,

съ которымъ она больше говоритъ, чемъ съ

другими. У насъ наоборотъ: у насъ женщи­

на ждетъ, какъ милости, чтобъ мужчина за-

говорилъ съ нею; она счастлива и горда его

внимашемъ. И какъ же быть иначе, если то,

что называется тономъ и любезностью, у

насъ заменено жеманствомъ, если у насъ вей

любятъ поэзш только въ книгахъ, а въ жи­

зни боятся ея пуще чумы и холеры. Какъ

вы подадите руку девушке, если она не сме-

етъ опереться на нее, не испросивъ позво-

ленш у своей маменьки? Какъ вы решитесь

говорить съ ней много и часто, если знаете,

что за. это сочтутъ васъ влюбленнымъ въ нее

или даже и огдасятъ ея женихомъ? Это зна­

чило бы скомпрометировать ее и самому по­

пасть въ беду. Если васъ сочтутъ влюблен­

нымъ въ нее, вамъ некуда будетъ деваться

отъ лукавыхъ и остроумныхъ намековъ и на-

смешекъ друзей вашихъ, отъ наивныхъ и

добродушныхъ разспросовъ совершенно по-

стороннихъ вамъ людей. Но еще хуже вамъ,

когда заключатъ, что вы хотите жениться на

ней: есди ея родители не будутъ видЬть въ

васъ выгодной парии для своей дочери, они

откажутъ вамъ отъ дома и строго запретить

дочери быть любезной съ вами въ другихъ

домахъ; если они увидятъ въ васъ выгодную

парию, новая беда, страшнее прежней: рас­

кинуть сети, ловушки, и вы, пожалуй, уви­

дите себя сочетавшимся законнымъ бракомъ

прежде, нежели успеете опомниться и спро­

сить себя: да какъ же и когда же случилось,

все это? Если же вы человекъ съ характе-

ромъ и не поддадитесь, то наживете «исто-

рш», которую долго будете помнить. Отчего

все это происходить?—Оттого, что у насъ

не понимаютъ и не хотятъ понимать, что та­

кое женщина, не чувствуютъ въ ней никакой

потребности, не желаютъ и не ищутъ ея,

словомъ, оттого, что у насъ нетъ женщины.

У насъ «прекрасный полъ» существуетъ

только въ романахъ, повйстяхъ, драмахъ и

элегшхъ; но въ действительности онъ раз­

деляется на четыре разряда: на дйвочекъ,

на нев^стъ, на замужнихъ женщинъ и, на­

конецъ, старыхъ дгЬвъ и старыхъ бабъ. Пер­

выми, какъ детьми, никто не интересуется;

последнихъ все боятся и ненавидятъ (и ча­

сто по-деломъ); следовательно, нашъ прекрас­

ный полъ состоять изъ двухъ отделовъ: изъ

дйвицъ, который должны выйти замужъ, и

изъ женщинъ, который уже замужемъ. Рус­

ская девушка—не женщина въ европейскомъ

смысле этого слова, не человекъ: она не что

другое, какъ н е в е с т а . Еще ребенкомъ она

называетъ своими женихами вейхъ мужчинъ,

которыхъ видитъ въ своемъ дом!, и часто

обещаетъ выйти замужъ за своего п а п а ш у

или за своего б р а т ц а ; еще въ колыбели

ей говорили и мать и отецъ, и сестры и

братья, и мамки и няньки, и весь окружаю­

щей ее людъ, что она—невеста, что у ней

должны быть женихи. Едва исполнится ей

двенадцать летъ, и мать, упрекая ее въ ле­

ности, въ неуменш держаться и тому подоб-

ныхъ недостаткахъ, говоритъ ей: «не стыдно

ли вамъ, сударыня: ведь вы уже невеста!»

Удивительно ли после этого, что она не уме-

етъ, не можетъ смотреть на себя какъ на

женственное существо, какъ на человека, и

видитъ въ себе только невесту? Удивительно

ли, что съ раннихъ летъ до поздней моло-