Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  208 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 208 / 734 Next Page
Page Background

407

СОЧИНЕШЯ В. Г. БЬЛИНСКАГО.

408

слажденш вдругь сменяется мрачнымъ, тя-

желымъ сомнйшемъ, и тирская багряптща

эпикурейца робко прячется подъ власяницу

•сурова™ аскета. От о да происходить, что

поэзш Батюшкова лишена общаго харак­

тера, ' и если можно указать на ея паеосъ,

то нельзя не согласиться, что этотъ паеосъ

лишенъ всякой уверенности въ самомъ себе

и часто походтъ на контрабанду, съ опа-

сешемъ и боязнью провозимую черезъ та­

можню шэтизма и морали. Батюшковъ былъ

учителемъ Пушкина въ поэзш, онъ имйлъ

на него такое сильное влшше, онъ пере-

далъ ему почти готовый стихъ,—а между

тймъ что представляю!ъ намъ творевш са­

мого этого Батюшкова? Кто теперь читаетъ

ихъ, кто восхищается ими? Въ нихъ все

принадлежитъ своему времени и почти ни­

чего нйтъ для нашего. Артисть, художннкъ

по призванью, по натуре и по таланту, Ба­

тюшковъ неудовлетворптеленъ для насъ и

съ эстетической точки зрйшя. Откуда же

эти противорйчш? Гдй причина ихъ?—Не­

трудно дать ответъ на этотъ вопросъ.

Творенш'Жуковскаго—это целый першдъ

нашей литературы, целый першдъ нрав­

ственна™ развитие нашего общества. Ихъ

можно находить односторонними, но въ этой-

то односторонности и заключается необходи­

мость, оправдаше и достоинство ихъ. Съ

произведешями музы Жуковскаго связано

нравственное развита е каждаго пзъ насъ въ

известную эпоху нашей жизни, и потому мы

любимъ эти произведены, даже и будучи от­

делены отъ нихъ неизмеримымъ простран-

ствомъ новыхъ потребностей н стремлешй:

такъ возмужалый человекъ любитъ волненш

и надежды своей юности, надъ которыми

самъ же уже смеется. Жуковский весь от­

дался своему направленно, своему призванно.

Онъ—романтикъ во всемъ, чтб есть лучшаго

въ его поэзш, и не романтикъ только въ

неудачныхъ своихъ опытахъ, число кото-

рыхъ, впрочемъ, уступаетъ числу дучшихъ,

т. е. романтическихъ его произведен^. Ба­

тюшковъ написалъ по нескольку пьесъ на

несколько мотивовъ—и вотъ все. Мы въ этой

статье выписали почти все лучшее изъ про-

изведешй Батюшкова: такъ немного у него

лучшаго! Направлены и духъ поэзш его

гораздо определеннее и действительнее на-

правлешя духа поэзш Жуковскаго; а между

тймъ кто изъ русскихъ не знаетъ Жуков­

скаго, и мпопе ли изъ нихъ знаютъ Батюш­

кова не по одному только имени?

Главная причина всехъ этихъ противо­

р е ч а заключается, разумеется, въ самомъ

таланте Батюшкова. Это былъ талантъ за­

мечательный, но болйе ярюй, чймъ глубошй,

более гибшй, чемъ самостоятельный, болйе

грацшзный, чймъ энергичесшй. Батюшкову

немногаго недоставало, чтобъ онъ могъ пе­

реступить за черту, разделяющую большой

талантъ отъ гешальыости. И вотъ почему

онъ всегда находился подъ влшшемъ свое­

го времени. А его время было странное

время,—время, въ которое новое явилось,

не смйняя стараго, и старое и новое друж­

но жили другъ подлй друга, не мйшаяодно

другому. Старое не сердилось на новое, по­

тому что новое низко кланялось старому и

на вйру, по нредашю, благоговело передо

его богами. Посмотрите, какъ безеознатедь-

но восхищался Батюшковъ представителями

русскаго Парнаса:

Пускай веселы тЪпи

Любимыхъ мне иЪвцовъ,

Оставя тайны еЬнн

Стшчйскихъ береговъ

Иль области эеирны,

Воздушною толпой

Соетятъ на голосъ лирный

Беседовать со мной!..

П мертвые съ живыми

Вступили въ хоръ единъ!..

Чтб вижу? ты предъ пими

Парнассюй исполинъ,

Пввецъ героевъ, славы,

ВсДОдъ вихрямъ и громамъ,

Нашъ лебедь величавый,

Плывешь по небесамъ.

Въ толпЪ и музъ. и гравдй

То съ лирой, то съ трубой,

Нашъ

Пиндаръ, нашъ Горацгй

Сливаетъ голосъ свой.

Онъ громокъ, быстръ и еиленъ,

Какъ Суна средь степей,

И н’Ьженъ, тихъ, умиленъ,

Какъ вешшй соловей.

Фантазги небесной

Давно любимый сыт

(?),

То пов-Ьстыо прелестной

Нл-Ьняетъ Карамзинъ,

То мудраго Платина

Оппсываетъ намъ,

И ужпнъ Агатона,

И наслажденья храмъ;

То древню Руст, и нравы

Владимща времянъ,

И въ колыбелп славы

Рождеше славяиъ.

За ними

сильфъ прекрасный,

Воспитанникъ Харитъ,

На цитре сладкогласной

О „Душеньке“ бренчитъ;

Мелецкаго съ собою

Улыбкою зоветъ

И съ нимъ, рука съ рукою,

Гимнъ радости поетъ,..

Съ эротами играя,

Философъ и шить,

Влизъ Федра и Пильная

Тамъ Дмитршвъ сидитъ:

Беседуя съ зверями,

Какъ счастливый дитя,

Парнасскими цветами

Скрылъ истину шутя.

За иимъ въ часы свободы

Поютъ среди цветовъ

Два баловня природы,

Хемницеръ и Крылове.

Наставники-шиты,

-;

О фебовы жрецы.

', v