Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 734 Next Page
Page Background

21

I. КГИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

22

рые носить въ груди своей... КролгЬ мате­

матики и технологи, есть еще философш и

иcтopiя, одна какъ наука развитая въ мы-

шленш довременныхъ и безплотныхъ идей;

другая—какъ наука осуществленш въ фак-

тахъ, въ действительности, развитая этихъ

довременныхъ идей, таинственныхъ и пер-

восущныхъ матерей всего сущаго, всего

рождающагося и умирагощаго и, несмотря

на то, в4чно живущаго!..

Намъ, можетъ быть, скажутъ, что стихо-

твореше не есть философская система, и что

особенно по одному стихотворение нельзя

заключать о мыслительномъ воззрЕнш поэта

на мфъ. На первое мы дадимъ ответь ниже;

вместо же ответа на второе нерейдемъ къ

другимъ стихотвореншмъ Баратынекаго: они

ответь за насъ.

Пока человпкъ естества не пытало

Торниломъ, впсами и мпрой;

Но аптеки впщаньямъ природы, внималъ,

Ловилъ ея знаменья съ впрой;

Покуда природу любилъ онъ, она

Любовью ему отвечала,

О немъ дружелюбной заботы полна,

Языкъ для него обрЪтала.

Ночуя бЬду надъ его головой,

Вранъ каркалъ ему въ опасенье,

И замысла, въ пору смирясь предъ судьбой,

Воздерживалъ онъ дерзновенье.

На путь ему выбЪжалъ изъ лЪсу волкъ,

Крутясь и подъемля щетину,

Победу пророчилъ, и смЪло свой полкъ

Вросалъ онъ на вражью дружину.

Чета голубиная, вЪя надъ нимъ,

Блаженство любви прорицала:

Въ пустынЪ безлюдной онъ не былъ однимъ,

Не чуждая жизнь въ ней дышала.

По чувство презрпвъ, онъ довкрилъ уму;

Вдался въ суету изыскант...

И сердце природы закрылось ему,

И нптъ на землп прорицанш!

Коротко и ясно: все наука виновата! Безъ

нея мы жили бы не хуже ирокезовъ... Но

хорошо ли, но счастливо ли живутъ ироке­

зы, безъ науки и знанш, безъ доверенности

къ уму, безъ науки изыскашй, съ уваже-

шемъ къ чувству, съ томагоукомъ въ руке и

въ вечной резне съ подобными себе? в е т ъ

ли и у нихъ, у этихъ счастливыхъ, этихъ

блаженныхъ ирокезовъ, своей «суеты испы-

ташй», нетъ ли у нихъ своихъ понятай о

чести, о праве собственности, своихъ муче-

шй честолюбш, славолюбия? И всегда ли

вранъ успеваетъ предостерегать ихъ отъ

беды, всегда ли волкъ пророчить имъ по­

беду? Точно ли они — невинныя дети ма­

тери-природы?.. Увы, нетъ, и тысячу разъ

нетъ!.. Только животныя безсмысленныя,

руководимый однимъ инстинктомъ, живутъ

въ природе и природой. Дикарь-человёкъ

татуируетъ свое тело, пронзаетъ свои ноздри

и уши (въ воследнемъ недалеко ушелъ отъ

него и просвещенный европеецъ, по край­

ней мере въ лице своего прекраснаго пола,—

знакъ, что еще много ему работы для осво-

божденш себя отъ первобытнаго варварства),

пронзаетъ свои ноздри и уши, чтобъ укра­

шать ихъ блестящими привесками: варвар­

ство и грубость — безъ сомнЪнш; но уже

этимъ самымъ варварствомъ онъ стоить вы­

ше животнаго. Животное родится готовымъ;

чего не вырастетъ на немъ, того не придЬ-

ляетъ оно себе искусственно; оно не можетъ

сделаться ни лучше, ни хуже того, какимъ

создала его природа. ЧеловЪкъ бываетъ жи-

вотнымъ только до появление въ немъ пер-

выхъ признаковъ сознанш; съ этой поры

онъ отделяется отъ природы и, вооруженный

искусствомъ, борется съ ней всю жизнь свою.

Это мы видимъ на дикаряхъ: они—те же лю­

ди, что и просвещенные европейцы, и суще­

ственное ихъ различи отъ последнихъ за­

ключается только въ томъ, что ихъ искус­

ственность неразумна: озарите ихъ светомъ

разума, и они свое татуироваше заменять

одеждой, т. е. ложную искусственность заме­

нять истинной. Но въ самыхъ дикостяхъ и

нелепостяхъ этихъ несчастныхъ детей при­

роды видно уже порываше выйти изъ оковъ

природы, порываше отъ инстинкта къ раз­

уму. Въ XVIII веке величайпне умы были

наклонны видеть въ дикаряхъ образецъ не­

испорченной человеческой природы; тогда

эта мысль, вызванная крайностью гнившаго

въ ложной искусственности европейскаго

общества, была и нова, и блестяща. Въ XIX

веке эта мысль и стара, и пошла.

Все мысль, да мысль! художникъ б'Ьдный

слова!

О жрецъ ея! тебЪ забвенья нЪтъ;

Все тутъ, да тутъ, и человЬкъ, и свЬтъ,

И смерть, и жизнь, и правда безъ покрова,

РЪзецъ, органъ, кисть! счастливь, кто влекомъ

Къ нимъ чувственнымъ, за грань ихъ не

ступая!

Есть хмЪль ему на праздник* земномъ!

Но предъ тобой, какъ предъ нагимъ мечомъ,

Мысль, острый лучъ! бл*дн*етъ жизнь земная!

И это понятш объ отношенш мысли къ ис­

кусству совершенно гармонируетъ съ поня-

тшми Баратынекаго объ отношенш ума къ

чувству, науки—къ жизни. Что такое искус­

ство безъ мысли? — То же самое, что чело-

векъ безъ души,—трупъ... И почему разумъ

и чуиство—начала, враждебный другъ другу?

Если они враждебны, то одно изъ нихъ—

лишнее бремя для человека. Но мы видимъ

и знаемъ, что глупцы бываютъ лишены чув­

ства, а безчувственные люди не отличаются

умомъ. Мы видимъ и знаемъ, что преимуще­

ственное развитае чувства насчетъ ума д£-

лаетъ человека, самымъ счастдивымъ обра-

зомъ одареннаго отъ природы, или фанати-

комъ-зв£ремъ, или старой бабой, суеверной

и слабоумной; такъ же, какъ одинъ умъ безъ

чувства дЬлаетъ человека или безнравствен-