15
С0ЧИНЕН1Я В. Г. Б'ЬДИНСКАГО.
] 6
дантъ поэта уже чуждаго намъ поколены, и
потому именно, что уважаемъ его, хотимъ
въ обозрйнш его поэтической деятельности
показать, почему его произведены, будучи
и теперь изящными, какъ и всегда были,
уже не имРютъ теперь той цены, какую
имели прежде.
Т а тя явлены имеютъ всегда две причины:
одна заключается въ степени таланта поэта,
другая—въ духе эпохи, въ которую действо-
валъ поэтъ. Никто не можетъ стать выше
средствъ, данныхъ ему природой; но исто-
ричесшй и общественный духъ эпохи или
возбуждаетъ природныя средства действо
вателя до высшей степени свойственной имъ
энергии, или ослабляетъ и парализируетъ
ихъ, заставляя поэта сделать меньше, чемъ
бы онъ могъ. Отношены поэта къ его эпохе
бываютъ двояки: или онъ не находить въ
ея сфере жизненнаго содержания для своего
таланта; или, не следя за современнымъ
духомъ, онъ не можетъ воспользоваться темъ
жизненнымъ содержашемъ, какое могла бы
представить его таланту эпоха. Въ каждомъ
изъ этихъ случаевъ результата одинъ—-без
временный упадокъ таланта и безвременная
утрата справедливо стяжанной славы. Откры
тие причинъ такого печальнаго конца бле-
стящимъ образомъ начатаго поприща не
принесетъ пользы поэту, о которомъ идетъ
дело; но уроки прошедшаго полезны для
настоящаго и будущаго, •— и одна изъ обя
занностей основательной критики—обращать
внимание на тате уроки.
Было время, когда русская критика со
стояла изъ заметокъ объ отдельныхъ сти-
хахъ. «Какой гармонический стихъ! какъ
удачно воспользовался поэта звукоподража-
шемъ: въ этомъ стихе слышенъ рокотъ грома
и завываше ветра! Но следуюпцй затЪмъ
стихъ оскорбляетъ слухъ какофонией, и при
томъ после отрицательной частицы
не
по-
ставленъ винительный падежъ, вместо ро-
дительнаго. А вотъ въ томъ стихе и уда
рены неправильны, и усеченш многочислен
ны; конечно, титичестя вольности дозво
ляются стихотворцамъ, но оне должны иметь
свои границы. Какъ удачно вотъ въ этомъ
стихе выражена нежность пастушки, и
сколько простодушия и невинности въ ея
ответе!» Такъ или почти такъ критико
вали поэтовъ наши аристархи добраго ста-
раго времени. Съ двадцатыхъ годовъ теку
щего столетая стали критиковать иначе.
Вместо филологическихъ, грамматическихъ
и просодическихъ заметокъ, вместо похвалъ
или порицаний отдельно, взятымъ стихамъ,
стали делать эстётЙУтесшя замечашя на от-
дйЬныя места поэтическаш произведены:
такой-то характеръ выдерйЕ^СК, а такой-то
■де выдержанъ, такое-то место' поразительно
своимъ драматизмомъ или своимъ лириз-
момъ, а такое-то слабо, и т. п. Эта критика
была большимъ шагомъ впередъ; но теперь
и она неудовлетворительна. Теперь требуюта
отъ критики, чтобъ, не увлекаясь частно
стями, она оценила целое художественнаго
произведены, раскрывъ его идею и пока-
завъ, въ какомъ отношенш находится эта
идея къ своему выражению, и въ какой сте
пени изящество формы оправдываетъ вер
ность идеи, а верность идеи способствуетъ
изяществу формы. Если же дело идетъ о
целой поэтической деятельности поэта, то
отъ современной критики требуютъ не вос-
клицатй въ роде следующихъ: «сколько ду
ши и чувства въ этой элегш г. К , сколько
силы и глубокости въ этой его оде, какими
поразительными положеными изобилуетъ его
поэма, какъ верно выдержаны характеры въ
его драме!» Ш тъ, отъ современной критики
требуютъ, чтобъ она раскрыла и показала
духъ поэта въ его твореныхъ, проследила
въ нихъ преобладающую идею, господствую
щую думу всей его жизни, всего его бытш,
обнаружила и сделала яснымъ его внутрен
нее созерцаше, его паеосъ.
Если мы скажемъ, что преобладающей ха
рактеръ поэзш Баратынскаго есть элегиче-
сшй, то скажемъ истину, но этимъ еще ни
чего не объяснимъ, ибо характеръ чьей бы
то ни было поэзш еще не составляетъ ея
сущности, какъ физюномш не составляетъ
сущности человека, хотя и намекаетъ на нее.
Чтобъ объяснить то и другое, должно рас
крыть идею и въ ней найти причину и раз
гадку характера и физюномш. Что такое эле
гический тонъ въ чьей бы то ни было поэзш?—
грустное чувство, которымъ проникнуты со
зданы поэта. Но чувство само по себе еще
не составляетъ поэзш: надо, чтобъ чувство
было рождено идеей и выражало идею. Без-
смысленныя чувства —уделъ животныхъ; они
унижаютъ человека. Еъ чести Баратынскаго
должно сказать, что элегичесшй тонъ его
поэзш происходитъ отъ думы, отъ взгляда
на жизнь, и что этимъ самымъ онъ отли
чается отъ многихъ поэтовъ, вышедшихъ на
литературное поприще вместе съ Пушки-
нымъ. Разсмогримъ же идею, которая про-
никаетъ собой созданы Баратынскаго и со
ставляетъ паеосъ его поэзш. Возьмемъ для
этого одно изъ лучшихъ, хотя и поздней-
шихъ его произведений—«Последтй Поэтъ».
Въ этой пьесе поэтъ высказался весь, со
всей тайной своей поэзш, со всеми ея до
стоинствами и недостатками. Разберемъ же
ее всю отъ слова до слова.
В'Ькъ шествуетъ путемъ своимъ желЪзнымъ,
Въ сердцахъ корысть, и общая мечта
Часъ отъ часу насущнымъ и полезнымъ
Отчетливей, безстыдн’Ьй занята.