Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 734 Next Page
Page Background

15

С0ЧИНЕН1Я В. Г. Б'ЬДИНСКАГО.

] 6

дантъ поэта уже чуждаго намъ поколены, и

потому именно, что уважаемъ его, хотимъ

въ обозрйнш его поэтической деятельности

показать, почему его произведены, будучи

и теперь изящными, какъ и всегда были,

уже не имРютъ теперь той цены, какую

имели прежде.

Т а тя явлены имеютъ всегда две причины:

одна заключается въ степени таланта поэта,

другая—въ духе эпохи, въ которую действо-

валъ поэтъ. Никто не можетъ стать выше

средствъ, данныхъ ему природой; но исто-

ричесшй и общественный духъ эпохи или

возбуждаетъ природныя средства действо­

вателя до высшей степени свойственной имъ

энергии, или ослабляетъ и парализируетъ

ихъ, заставляя поэта сделать меньше, чемъ

бы онъ могъ. Отношены поэта къ его эпохе

бываютъ двояки: или онъ не находить въ

ея сфере жизненнаго содержания для своего

таланта; или, не следя за современнымъ

духомъ, онъ не можетъ воспользоваться темъ

жизненнымъ содержашемъ, какое могла бы

представить его таланту эпоха. Въ каждомъ

изъ этихъ случаевъ результата одинъ—-без­

временный упадокъ таланта и безвременная

утрата справедливо стяжанной славы. Откры­

тие причинъ такого печальнаго конца бле-

стящимъ образомъ начатаго поприща не

принесетъ пользы поэту, о которомъ идетъ

дело; но уроки прошедшаго полезны для

настоящаго и будущаго, •— и одна изъ обя­

занностей основательной критики—обращать

внимание на тате уроки.

Было время, когда русская критика со­

стояла изъ заметокъ объ отдельныхъ сти-

хахъ. «Какой гармонический стихъ! какъ

удачно воспользовался поэта звукоподража-

шемъ: въ этомъ стихе слышенъ рокотъ грома

и завываше ветра! Но следуюпцй затЪмъ

стихъ оскорбляетъ слухъ какофонией, и при

томъ после отрицательной частицы

не

по-

ставленъ винительный падежъ, вместо ро-

дительнаго. А вотъ въ томъ стихе и уда­

рены неправильны, и усеченш многочислен­

ны; конечно, титичестя вольности дозво­

ляются стихотворцамъ, но оне должны иметь

свои границы. Какъ удачно вотъ въ этомъ

стихе выражена нежность пастушки, и

сколько простодушия и невинности въ ея

ответе!» Такъ или почти такъ критико­

вали поэтовъ наши аристархи добраго ста-

раго времени. Съ двадцатыхъ годовъ теку­

щего столетая стали критиковать иначе.

Вместо филологическихъ, грамматическихъ

и просодическихъ заметокъ, вместо похвалъ

или порицаний отдельно, взятымъ стихамъ,

стали делать эстётЙУтесшя замечашя на от-

дйЬныя места поэтическаш произведены:

такой-то характеръ выдерйЕ^СК, а такой-то

■де выдержанъ, такое-то место' поразительно

своимъ драматизмомъ или своимъ лириз-

момъ, а такое-то слабо, и т. п. Эта критика

была большимъ шагомъ впередъ; но теперь

и она неудовлетворительна. Теперь требуюта

отъ критики, чтобъ, не увлекаясь частно­

стями, она оценила целое художественнаго

произведены, раскрывъ его идею и пока-

завъ, въ какомъ отношенш находится эта

идея къ своему выражению, и въ какой сте­

пени изящество формы оправдываетъ вер­

ность идеи, а верность идеи способствуетъ

изяществу формы. Если же дело идетъ о

целой поэтической деятельности поэта, то

отъ современной критики требуютъ не вос-

клицатй въ роде следующихъ: «сколько ду­

ши и чувства въ этой элегш г. К , сколько

силы и глубокости въ этой его оде, какими

поразительными положеными изобилуетъ его

поэма, какъ верно выдержаны характеры въ

его драме!» Ш тъ, отъ современной критики

требуютъ, чтобъ она раскрыла и показала

духъ поэта въ его твореныхъ, проследила

въ нихъ преобладающую идею, господствую­

щую думу всей его жизни, всего его бытш,

обнаружила и сделала яснымъ его внутрен­

нее созерцаше, его паеосъ.

Если мы скажемъ, что преобладающей ха­

рактеръ поэзш Баратынскаго есть элегиче-

сшй, то скажемъ истину, но этимъ еще ни­

чего не объяснимъ, ибо характеръ чьей бы

то ни было поэзш еще не составляетъ ея

сущности, какъ физюномш не составляетъ

сущности человека, хотя и намекаетъ на нее.

Чтобъ объяснить то и другое, должно рас­

крыть идею и въ ней найти причину и раз­

гадку характера и физюномш. Что такое эле­

гический тонъ въ чьей бы то ни было поэзш?—

грустное чувство, которымъ проникнуты со­

зданы поэта. Но чувство само по себе еще

не составляетъ поэзш: надо, чтобъ чувство

было рождено идеей и выражало идею. Без-

смысленныя чувства —уделъ животныхъ; они

унижаютъ человека. Еъ чести Баратынскаго

должно сказать, что элегичесшй тонъ его

поэзш происходитъ отъ думы, отъ взгляда

на жизнь, и что этимъ самымъ онъ отли­

чается отъ многихъ поэтовъ, вышедшихъ на

литературное поприще вместе съ Пушки-

нымъ. Разсмогримъ же идею, которая про-

никаетъ собой созданы Баратынскаго и со­

ставляетъ паеосъ его поэзш. Возьмемъ для

этого одно изъ лучшихъ, хотя и поздней-

шихъ его произведений—«Последтй Поэтъ».

Въ этой пьесе поэтъ высказался весь, со

всей тайной своей поэзш, со всеми ея до­

стоинствами и недостатками. Разберемъ же

ее всю отъ слова до слова.

В'Ькъ шествуетъ путемъ своимъ желЪзнымъ,

Въ сердцахъ корысть, и общая мечта

Часъ отъ часу насущнымъ и полезнымъ

Отчетливей, безстыдн’Ьй занята.