Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 734 Next Page
Page Background

1 1

С0ЧИНЕН1Я В. Г. В'ВЛИНСКАГО.

1 2

тели его наводняли и книги, и журналы чу­

довищными кладбищными балладами, — въ

чемъ и заключается смешное этого периода

русской литературы. Впрочемъ, Жуковстй

такъ же виноватъ въ см!тномъ этого перт-

да, какъ Шекспиръ въ уродливыхъ и нелгЬ-

пыхъ н!мецкихъ трагедшхъ Грильпарцера,

Раупаха, Шенка и подобныхъ имъ. Ером!

того надо заметить, что смыслъ поэзш Жу-

ковскаго обозначился для общества поздн!е,

уже при Пушкин!, а до т!хъ поръ, особенно

при начал! поприща Жуковскаго, литера-

тура русская представляла собой см!шете

разныхъ элементовъ, новое и старое, друж­

но действовавшее: Капнистъ доп!валъ свои

длинныя элегичесшя разсуждешя въ сти-

хахъ; Озеровъ сд!лалъ изъ французской

трагедш все, что можно было сделать изъ

нея для Росши, и въ лиц! его французсшй

псевдо-классицизмъ совершилъ на Руси пол­

ный свой циклъ, такъ что Озеровъ былъ у

насъ последними даровитымъ его предста-

вителемъ; Крыловъ продолжалъ создате на­

родной басни, Пушкинъ (ВасилШ) считался

однимъ изъ знаменитМшихъ поэтовъ; Ба-

тющковъ, какъ талантъ сильный и самобыт­

ный, былъ неподражаемымъ творцомъ сво­

ей особенной поэзш на Руси; князь Вязем-

стй былъ творцомъ особенной, такъ-назы-

ваемой св!тской поэзш и по справедливо­

сти почитался лучшими критикомъ своего

времени, блестящими, живыми и несвязан­

ными классической схоластикой, которая

такъ много повредила критическому влшнпо

Мерзлякова на общество. Съ появлешемъ

Пушкина все изменилось, и новое поколе­

т е резче, чемъ когда-либо, отделилось отъ

стараго. Между прочими элементами начали

проникать въ русскую литературу элемента

историчестй и сатиричесюй, въ которомъ

выразилось стремлеше общества къ само-

сознашю. Пользуясь этими направлешемъ

времени, некоторые ловше литературщики

съ успехомъ пустили въ ходи разные нра­

воописательные,

нравственно-сатиричесте

и исправительно-историчесше романы и по­

вести, которые будто бы изображали Русь,

но въ которыхъ русскаго было одни соб­

ственный имена разныхъ Совестдраловъ и

резонёровъ. Но тута были и достойный

уваженш исключенш, изъ которыхъ самое

яркое - романы и повести талантливаго, но

не развившагося Нарежнаго. Въ Гоголе

это направлеше нашло себе вполне достой-

наго и могучаго представителя.

Но мы здесь пишемъ не исторш русской

•литературы, а только слегка обозначаемъ

моментальную

последовательность обще-

ственнаго развитая, которое въ каждомъ

поколоти имело своего представителя. Еще

и теперь есть люди, которые съ восторгомъ

повторяютъ монологи изъ «Димитр¡я: Само­

званца» и «Хорева» и даже печатаютъ вос­

торженный книжки о поэтическомъ генш

Сумарокова: эти люди—утлые остатки

не­

когда юнаго, живого и многочисленнаго по-

кол!шя; въ ихъ хрипломъ старческомъ го­

лос!, въ ихъ запоздалыхъ восторгахъ слы­

шится голосъ невозвратно прошедшаго для

насъ времени. Друие вздыхаютъ о «Тито-

вомъ Милосердш», «Рославл!» и «Сбитень­

щик!» Княжнина, говоря про себя: «чт5

теперь пишутъ—и читать нечего!» Третьи

со слезами на глазахъ, но уже не споря, го-

ворятъ равнодушному новому покол!нда о

томъ, что поел! «Эдипа», «Димитрш Дон­

ского», «Поликсены» и «Фингала» не за-

ч!мъ и ездить въ театръ. Есть люди, для

которыхъ русская поэзш умерла съ Ломоно-

совымъ и Державинымъ, которые хота не

оспариваютъ заслуги Жуковскаго, однако и

не охотно говорятъ о нихъ. Есть люди, ко­

торые не иначе могутъ восхищаться Жуков­

скими, какъ отрицая всякое поэтическое" до­

стоинство въ Пушкин!. Но сколько теперь

такихъ, которые, юношами встр!тивъ пер­

вые опыты таланта Пушкина, остановились,

на Пушкин!, не въ силахъ ни на шаги дви­

нуться впереди и откровенно признаются,,

что не видятъ ничего особеннаго и необык-

новеннаго въ Гогол!. Друпе же, которыхъ-

первыя создан!я Гоголя застали еще въ нор!

юности, въ пор! живой и быстрой воспрщм-

лемости впечатл!шй и способности умсгвен-

наго движенш—высоко ц!нятъ и Пушкина,

и Гоголя; но даже и не подозр!ваютъ суще-

ственнаго значешя Лермонтова. Это, впро­

чемъ, не значитъ, чтобъ они не признали

въ Лермонтов! таланта: н!тъ, кто отъ поэ­

зш Пушкина перешелъ черезъ поэзш Го­

голя, тотъ уже поневол! видитъ дальше и

глубже людей, остановившихся на Пушкин!,

и не можетъ не восхищаться опытами Лер­

монтова; но восхищаться поэтомъ и пони­

мать его—это не всегда одно и то же... И

вс! эти поклонники разныхъ мн!нШ живутъ

въ одно и то же время, разделяясь на пе­

стрый группы представителей и прошед-

шихъ уже, и проходящихъ, и существую-

щихъ еще покод!шй... И ихъ сущестзова-

т е есть признаки жизни и развитая обще­

ства, въ которое царственный Преобразо­

ватель-Зиждитель вдохнули душу живу, да

живета в!чно!... И ч!мъ больше количество,

ч!мъ пестр!е разнообразш представителей

прошедгаихъ вкусовъ и мн!шй,—т!мъ ярче

и поразительнее выказывается жизненность

общественнаго развитая. Отсталые могутъ

возбуждать сожал!ше и сострадате, какъ

люди заживо умерпие, какъ дряхлый схарецъ,.

окруженный одн!ми могилами милыхъ ему

существъ, Гживушдй одними воспоминашями