Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 734 Next Page
Page Background

1. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

Сочиненш Евгенш Баратынскаго.

Сумерки.

Москва. 1842.

Стихотворент.

Две

части. Москва. 1835.

Пытливый духи изсл'Ьдовашй и анализа,

по преимуществу характеризующей новей­

шую эпоху человечества, проникъ въ таин­

ственный н^дра земли и по ея слоямъ на-

черталъ исторш постепеннаго формированш

нашей планеты. Естествознаше еще прежде,

чрезъ классификацйо родовъ и видовъ явле-

шй трехъ царствъ природы, определило мо­

ментальное развитае духа жизни, отъ низ­

шей его формы—грубаго минерала, до выс­

шей—человека, существа разумно-сознатель-

наго. Все это богатство фактовъ, добытыхъ

опытнымъ знашемъ, послужило къ оправда-

тю апртрныхъ воззрЬшй на жизнь шрово-

го духа и очевидно доказало, что жизнь

есть развитае, а развито есть переходъ изъ

низшей его формы въ высшую и, следова­

тельно чтб не развивается, т. е. не изме­

няется въ форме, пребывая въ однообразной

неподвижности, то не живетъ, то лишено

плодотворнаго зерна органическаго развитая,

рождаясь и погибая чрезъ случайность и

по законами случайности. Такое же зрели­

ще представляютъ и историческш общества,

ибо и они—иди существуютъ по тому же

вечному закону развитая, т. е. перехождешя

изъ низшихъ формъ жизни въ высшая, или

вовсе не существуютъ, потому что одно фак­

тическое, одно эмпирическое существоваше,

какъ лишенное разумной необходимости, след­

ственно случайное, равняется совершенному

несуществованно: кто докажетъ теперь чело­

веку, непросвещенному и необразованному,

что Грещя и Римъ существуютъ?—а между

темъ для человечества они и теперь суще­

ствуютъ несомненно; кто не докажетъ всемъ

и каждому, что Китай подлинно суще­

ствуетъ?—а между тймъ Китай все-таки суще-

ствуетъ для человечества меньше, чймъ ки-

тайсшй чай...

Внимательное изследованш открываетъ,

что и жизнь обществъ такъ же, какъ и жизнь

планеты, на которой они обитаютъ, слагается

изъ множества слоевъ, изъ которыхъ каждый

въ свою очередь, подобно разноцветнымъ

волнующимся лентамъ, отличается множе-

ствомъ слоиетыхъ пластовъ. Пласты эти—

поколешя, изъ которыхъ каждое, удерживая

въ себе многое отъ предшествовавшаго поко­

лешя, темъ не менее и отличается отъ не­

го собственными колоритомъ, собственнымъ

характеромъ, собственной формой и собствен­

ной физшномшй. Каждое последующее поко­

л е т е

относится

къ предшествующему, какъ

корень къ зерну, стебель къ корню, стволъ

къ стеблю, ветвь къ стволу, листъ къ ветви,

цветъ къ листу, плодъ

КЪ

цвету. Но это

сравнеше только относительно, только внеш­

ними образомъ верно и не обнимаетъ сущ­

ности предмета; дерево совершаетъ вечно­

однообразный круги развитая: выходя изъ

зерна, оно зерномъ вновь становится, чемъ

и оканчивается вся органическая его дея­

тельность. По новейшими открытаямъ, жиз­

ненная сила и прототипъ каждаго раетешя

заключаются не только въ зерне, но и во

всякомъ листке его: отпадая и разносясь

ветромъ, листья вновь являются деревьями,

и черезъ нихъ напя степи покрываются ле­

сами. Но отъ листа дуба и родится дубъ,

совершенно во всемъ подобный тому, отъ ко-

тораго произошелъ, и тймъ дубамъ, которые

сами произведетъ въ свою очередь. Стало

быть, здесь только повторен^ одного и того

же типа во множестве одинаковыхъ его

проявленШ; здесь, стало быть, то или дру­

гое дерево—явденш совершенно случайный,

а важна только идея р о д а дерева, который,

возникши рази, вечно повторяетъ себя черезъ

однообразный процессъ органическаго разви­

тая. Не таково общество: никто не помнитъ

его историческаго начала, терягощагося въ

туманной дали безсознательнаго младенче­

ства; никто не скажетъ, где конецъ его раз-