Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  114 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 114 / 734 Next Page
Page Background

219

С0ЧПНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКАГО.

2 2 0

нападки, и при томъ еще ие еовеЬмъ неспра­

ведливые, писателей, когда оно знало, что

т£ же самые офицеры гвардш, которые по-

русски объяснялись только по оффшцаль-

нымъ делами службы, геройски жертвовали

■своей жизнью въ битвахъ противъ тЪхъ же

самыхъ французовъ, языкъ которыхъ они

больше любили и лучше знали, чгЬмъ свой

родной?..

Сатира—ложный родъ. Она можетъ сме­

шить, если умна и ловка, но смешить, какъ

остроумная карикатура, набросанная на бу­

магу карандашемъ даровитаго рисовальщика.

Романъ и повесть выше сатиры. Ихъ цель—

изображать верно, а не карикатурно, не

преувеличенно. Произведетя искусства, они

должны не смешить, не поучать, а разви­

вать истину творчески верными изображе-

шемъ дМствительности. Не ихъ дЬдо раз-

суждать, наприм'Ьръ, объ отеческой власти и

сыновнемъ повиновенш: ихъ дЪло— пред­

ставить или норму истинныхъ семействен-

ныхъ отношенШ, основанныхъ на любви, на

общемъ сгремленш ко всему справедливому,

доброму, прекрасному, на взаимномъ уваже-

нш къ своему человеческому достоинству,

къ своимъ человеческими правами; или изо­

бразить уклонеше отъ этой нормы—произ­

води отечественной власти, для корыстныхъ

расчетовъ истребляющей въ дЪтяхъ любовь

къ истине и добру, и необходимое слЬдствш

этого—нравственное искажевш детей, ихъ

неуважеше, неблагодарность къ родителями.

Если ваша картина будетъ верна—ее пой-

мутъ безъ вашихъ разсуждешй. Вы были

только художникомъ и хлопотали изъ того,

чтобъ нарисовать возникшую въ вашей фан­

тазш картину, какъ осущеетвленш возмож­

ности, скрывавшейся въ самой действитель­

ности; и кто ни носмотритъ на эту картину,

всяшй, пораженный ея истинностью, и лучше

п о ч у в с т в у е т ъ и с о з н а е т ъ самъ все

то, что вы стали бы толковать и чего бы

никто не захотЬлъ отъ васъ слушать... Только

берите содержаше для вашихъ картинъ въ

окружающей васъ действительности и не

украшайте, не перестраивайте ея, а изобра­

жайте такой, какова она есть на самомъ

деле, да смотрите на нее глазами живой

современности, а не сквозь законтелыя очки

морали, которая была истинна во время оно,

а теперь превратилась въ общш места, мно­

гими повторяемый, но уже никого не убе-

ждающш... Идеалы скрываются въ действи­

тельности; они—не произвольная игра фан­

тазш, не выдумки, не мечты; и въ то же

время идеалы—не списокъ съ действитель­

ности, а угаданная умомъ и воспроизведен­

ная фантазшй возможность того или другого

явлениг. Фантазш есть только одна изъ глав-

нейшихъ способностей, условливающихъ по­

эта; но она одна не составляетъ поэта: ему

нуженъ еще глубоки! умъ, открывающие,

идею въ фактб, общее значете въ част-

номъ явленш. Поэты, которые опираются

на одну фантазш, всегда ищутъ содержанш

своихъ произведен^ за тридевять земель

въ тридесятомъ царстве или въ отдаленной

древности; поэты, вместе съ творческой фан­

тазий обладаюпце и глубокими умомъ, на­

ходить свои идеалы вокругъ себя. И люди

дивятся, какъ можно съ такими малыми

средствами сделать такъ много, изъ такихъ

простыхъ матершловъ построить такое пре­

красное здаше...

Этой творческой фантазшй и этимъ глу­

бокими умомъ обладаетъ въ замечательной

степени Гоголь. Подъ его перомъ старое ста­

новится новыми, обыкновенное—изящными

и поэтическими. Поэтъ национальный, более

нежели кто-нибудь изъ нашихъ поэтовъ, все­

ми читаемый, всеми известный, Гоголь все-

таки не высоко стоить въ сознанш нашей

публики. Это противореча очень естественно

и очень понятно. Комизмъ, юморъ, иронш—

не всеми доступны, и все, что возбуждаетъ

смехъ, обыкновенно считается у большин­

ства ниже того, что возбуждаетъ восторги

возвышенный. Всякому легче понять идею,

прямо и положительно выговариваемую, не­

жели идею, которая заключаетъ въ себе

смысли противоположный тому, который вы-

ражаютъ слова ея. Комедш—цвети цивили-

зацш, нлодъ развившейся общественности.

Чтобъ понимать комическое, надо стоять на

высокой степени образованности. Аристо-

фанъ были последними великимъ поэтомъ

древней Грецш. Толпе доступенъ только

внешяШ комизмъ: она не понимаетъ, что

есть точки, где комическое сходится съ тра­

гическими и возбуждаетъ уже не легшй и

радостный, а болезненный и горьтй смехъ.

Умирая, А в гу ст , повелитель полу-мща, го­

ворили своимъ приближенными: «Комедш

кончилась; кажется, я хорошо сыграли свою

роль —рукоплещите же, друзья мои!» Въ

этихъ словахъ глубокШ смысли: въ нихъ

высказалась иронш уже не частной, а исто­

рической жизни... И толпа никогда не пой­

м е т такой иронш. Такими образомъ поэтъ,

который возбуждаетъ въ читателе сизерцаше

высокаго и прекраснаго и тоску по идеале

изображеншмъ низкаго и пошлаго жизни, въ

глазахъ толпы никогда не можетъ казаться

жрецомъ того же самаго изящнаго, которому

служатъ и поэты, изображавши великое

жизни. Ей всегда будетъ видеться ж а р т ъ

въ его глубокомъ юморе, и смотря на верно

воснроизведенныя явленш пошлой ежеднев­

ное™, она не в и д и т изъ-за нихъ незримо-

присутствуюице т у т же светлые образцы.

И еще много времени пройдетъ, и много