Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  213 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 213 / 734 Next Page
Page Background

417

I. КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬИ.

418

Изъ веси въ весь, изъ

странъ

(?) въ страну

гонимый,

Я тщетно на земл'Ь пристанища искалъ:

Повсюду перстъ ея неотразимый!

Повсюду молнш

карающей (?)

п'Ьвца!

Такая же риторическая шумиха и отъ сти­

ха: «Друзья, но что мою стЬсняетъ страшно

грудь?» до стиха: «Рукою музъ и славы со-

плетенный». СлЬдующш затЬмъ шестнадцать

стиховъ очень не дурны, а отъ стиха: «Смо­

трите! онъ сказалъ рыдающимъ друзьями»

до стиха: «Средь ангеловъ Елеонора встре­

тить» опять звучная и пустая декламацш.

Закдючеше превосходно, подобно началу:

И съ имепемъ любви божественной погасъ;

Друзья надъ нимъ въ безмолвш рыдали,'

День тихо догоралъ... и колокола глаеъ

Разнесъ кругомъ по стогнамъ весть печали.

„Погибъ Торквато нашъ!“ воскликнулъ съ

плачемъ Римъ.

„Погибъ пЪвецъ, достойный лучшей доли!“

На утро факеловъ узр-Ьли мрачный дымъ

И трауромъ покрылся КапитолШ.

Въ отношенш къ выдержанности, какая

разница между «Умирающими Тассомъ» Ба­

тюшкова и «Андреемъ Шенье» Пушкина,

хотя

обе

чти элепи въ одномъ

роде!

Поел* Жуковскаго Батюшковъ первый

заговорили о разочарованш, о несбывшихея

надеждахъ, о печальномъ опыте, о нотухаю-

щемъ пламенняке своего таланта...

Я чувствую, - мой даръ въ поэзш погасъ,

И муза пламенникъ небесный потушила-

Печальна опытность открыла

Пустыню новую для глазъ;

Туда влечеть меня осиротелый гетй,

Въ поля безплодныя, въ непроходимы с'Ьни,

Где счастья петъ следовъ,

Нп тайныхъ радостей неизъяснпмыхъ сновъ,

Любимцами фебовымъ отъ юности известныхъ,

Ни дружбы, ни любви, ни песней музъ пре-

лестныхъ,

Который всегда душевну скорбь мою,

Какъ лотосъ, силою волшебной врачевали.

Нетъ, нетъ! себя не узнаю

Подъ новымъ бременемъ печали.

Птб Жуковеюй сделали для содержанш

русской поэзш, то Батюшковъ сделали для

ея формы: первый вдохнули въ нее душу

живу, второй дали ей красоту идеальной

формы. ЖуковскШ сделали несравненно

больше для своей сферы, чемъ Батюшковъ

для своей, — это правда; но не должно за­

бывать, что ЖуковскШ, раньше Батюшкова

начавъ действовать, и теперь еще не сошелъ

съ поприща поэтической деятельности, а

Батюшковъ умолкъ навсегда съ 1819 года,

тридцати-двухъ лети отъ роду... Заслуги

Жуковскаго и теперь передъ “глазами всЬхъ

и каждаго; имя его громко и славно и для

новейшихъ покозйнгй, о Батюшкове боль­

шинство знаетъ теперь по наслышке и по

воспоминашю; но если немногш прекрасный

Соч.

Б-

ыинскаго

.

Т. III.

стихотворенш его уже не читаются и не

перечитываются теперь, то имени учителя

Пушкина въ поэзш достаточно для его сла­

вы; а если въ двухъ томахъ его сочинешй

еще нетъ его безсмертш,—оно теми не ме­

нее ешетъ въ исторш русской поэзш...

Замечательнейшими стихотворешями Б а­

тюшкова считаемъ мы слйдующш: «Умираю­

щий Тассъ», «На развалинахъ замка въ

Швецщ», три «Элегш изъ Тибулла», «Бос-

поминашя» (отрывокъ), «Выздоровлеше»,

«Мой Генй», «ТЬнь друга», «Веселый Паси»,

«Пробуждеше», «Таврида», «Последняя Ве­

сна», «Къ Г —чу», «Источники», «Есть на-

елаждеше и въ дикости лееовъ», «О, пока

безценна младость», «Гез1одъ и Омиръ—

соперники», «Къ Другу», «Мечта», «Весвда

Музъ», «Карамзину», «Мои Пенаты», «От­

веть Г—чу», «Къ П—ну», «Послаше И. М.

М. А.», «Къ N. М.», «Песнь Гаральда СмР-

лаго», «Вакханка», «Ложный страхи», «Ра­

дость» (подразкавте Кастщ, «Къ Н.», «Пи-

дражаше Аршсту», «Изъ Аитологш» две­

надцать пьесъ изъ греческой аитологш. Мы

означили здйсь всР пьесы, по чему-либо и

сколько-нибудь .замйчательныя и характери­

зующей поэзш Батюшкова, но не упомянули

о двухъ, который въ свое время произво­

дили, какъ говорится, фуроръ,—это: «Плен­

ный» (Въ мйстахъ, где Рона протекаетъ) и

«Разлука» (Гусаръ, на саблю опираясь). Обе

онр теперь какъ-то странно опошлились, осо­

бенно последняя—безъ улыбки нельзя чи­

тать ихъ. И между тРми обе онР написаны

хорошими стихами, какъ бы для того, чтобъ

служить доказательством^ что не можетъ

быть прекрасна форма, которой содержанш

пошло, не могутъ долго правиться стихи,

которыхъ чувства ложны и приторны. Пре­

красными стихами также написана моральная

пьеса «Счастливецъ» (подражайте Касти);

но мораль сгубила въ ней поэзш. Сверхъ

того въ ней есть кундетъ, который разсмй-

шилъ даже современниковъ этой пьесы, столь

снисходительныхъ въ деле поэзш:

Сердце наше кладезь

мрачной:

Такъ покоенъ сверху видъ;

Но пустить ко дну...

ужасно!

Крокодилъ на немъ лежитъ!

Какъ нрозаикъ, Батюшковъ заяимаетъ въ

русской литературе одно место съ Жуков-

скимъ. Это превосходнейпой стилистъ. Луч-

шш его прозаическш статьи, по нашему мне-

нш, сдедуюнця: «О характере Ломоносова»,

«Вечеръ у Кантемира», «Нечто о Поэте и

Поэзш», «Прогулка въ Академш Худо-

жествъ», «Путешествш въ Замокъ Сирей»_

Также очень интересны все его статьи, на.

званный во второмъ изданш общимъ име.

немъ «Писемъ» и «Отрывковъ»: онЬ знако.

мятъ съ личностью Батюшкова, какъ чедо_

14