427
СОЧИНЕНШ В.
Г.
БМИНСКАГО.
428’-
дятъ во мнТ, гЬ зимте вечера, когда мы предъ
пылающим* каминомъ разсуждали о русских*
сочиненшхъ. Споры наши бывали иногда жарки,
я съ вами не соглашался, представлялъ дока
зательства, и вы, съ н'Ьжной улыбкой, назы
вали меня Катономъ въ словесности. Кто по-
думаетъ, чтобы девушка въ цв’Ьту.щихъ л’Ьтахъ
своего возраста и въ наше время занималась
словесностью; чтобы д’Ьвушка, говорю я, знала
языкъ Гомеровъ и Виргшпевъ. Я вижу румя
нец* стыдливости на щекахъ вашихъ, но по
хвалы мои не лестны; он* невольно вырываются
изъ устъ моихъ. Въ какой восторгъ приведенъ
я былъ вашимъ желаньемъ возобновить наши
еуждешя, но—увы!—они останутся только на
бумаг*; ничто не можетъ заменить вашего при
сутствии Разговоры въ письмахъ будутъ сухи:
сладостное краснор'Ъчш девушки, прштная
улыбка лучше всякихъ логическихъ доказа-
тельствъ.
„Н’Ьтъ сомнЪшя, что Мерзляковъ предпри-
яялъ полезный трудъ, разобравъ „Россшду“;
жаль только, что она не можеть стоять на ряду
съ произведешями, обезсмертившими имена
«воихъ сочинителей. Я думаю, даже вемнопе
им*ли тершЬше прочитать ее. Отчего же ее
такъ хвалить? Оттого, что вкусъ публики у насъ
еще не установился. Дамонъ прославляетъ
Но-
ваго
Стейна—-десять челов’Ькъ, не читавшихъ
даже сей комедш, съ нимъ соглашаются; Клитъ
называетъ его сочинешемъ глупымъ—и сотни
готовы повторить его ругательства. Безспорно,
Сумароковъ былъ единственнымъ стихотвор
цем* своего времени; но кто станетъ нын* восхи
щаться его сочинетями? Между т*мъ Сумаро
кова считаютъ стихотворцемъ образцовымъ,
достойнымъ нашего подражании ЗакоренВлыя
мн*шя опровергать трудно; это то же, что си
литься вырвать огромный дубъ, въ продолжете
ц’Ьлыхъ в*ковъ пускавшй въ кЁдра земли
свои корни. Конечно, сш н нЬ тя ослабеют* и
совершенно лишатся своего достоинства, но это
требуетъ времени. Между гЬмъ истинныя даро
ванья остаются иногда въ неизвестности. Ты
сячи рукоплещутъ при представленш
Недоросля;
но мнопе ли понимаютъ истинныя достоинства
сей комедш? Мнопе ли знаютъ, что она достой
на стоять на ряду съ
Мизантропами
и
Тартю
фами1.
Не стыдно ли далее намъ, что мы не
им'Ьемъ полнаго собрашя сочинешй Фонвизина,
сего беземертнаго писателя, коимъ по всей
справедливости мы можемъ гордиться. То, что
я сказалъ о Сумароков*, можно отнести къ
Хераскову и къ некоторым* другимъ стихо-
творцамъ. Они прюбр*ли похвалы отъ своихъ
современниковъ, коихъ вкусъ былъ еще необ-
разованъ. Сш похвалы безпрестанно повторя
лись, и стихотворцы пр1обргЬли великую славу.“
Павел* Строев* доказал* ясно и не
опровержимо, что «Россшда» и по содержа-
нш, и по форм* — супцй вздор*; что исто
рическое собьте въ ней искажено, харак
теры перевраны, чудесное нел*по, поэтиче-
сюя краски сухи и холодны, выражеше
дико. В* заключена он* находит* во всей
«Россшд*» только десять с р я д у хороших*
стихов*.
Каким* превратностям* подвержен* здешний
свет*!
Въ нем* блага твердаго, въ нем* верной
славы н'Ьтъ:
Велигае моря, леса и грады окрылись,
И царства многия въ пустыни претворились;
Гремел* победами, владел* вселенной Рим*.
Но елава римская исчезла яко дымъ,'
И небо никому блаженства не вручало,
Котораго бъ лучей ничто не помрачало.
Не можетъ счастш не меркнуть красота;
И въ солнц*, и въ лун* есть темныя м*ста„
И это действительно лучине и единственно
xopomie стихи во всей «Россшд*». Какой
страшный урок* былъ преподан* этим* юно
шей разным* ученым* колпакам*!...
При именах* Жуковекаго и Батюшкова-
нельзя не вспомнить имени князя Вязем-
скаго. Он* действовал* как* ноэтъ и как*
критик*, и в* обоих* случаях* деятель
ность его всегда вызывалась какимъ-нибудь.
обстоятельством*. Вс* стихотворенш его—то,,
чтб французы называют* pièces de circon
stance. ОбтдШ характер* их*—св*тсшй, са
лонный; но между ними некоторый показы
вают* въ поэт* живого свидетеля вечера
жизни Державина, воспитанника Карамзина,,
друга Жуковекаго и Батюшкова. Как* ав
тор* двухъ статей критическаго содержанш—
«О характер* Державина» и «О жизни и со
чиненшхъ Озерова», князь Вяземсшй бол*е
замечателен*, нежели как* поэт*. Въ этих*
статьях* он* является критиком* въ дух*
своего времени, но без* всякаго педантизма,
судит* свободно, не как* ученый, а как*,
простой человек* съ умом*, вкусом* и обра
зовании*, и излагает* свои мысли съ увле
кательным* жаром* и краснор*чюмъ, изящ-
нымъ языком*. Съ появленш Пушкина для.
князя Вяземскаго настала новая эпоха дея
тельности: стихотворенш его, не изменив
шись въ дух*, изменились къ лучшему в*,
форм*; а прозаическш статьи его (как*, на
пример*, разговор* классика съ романтиком*,
вм*сто предисловш къ «Бахчисарайскому
Фонтану») много способствовали къ осво
божденью русской литературы отъ предраз-
судковъ французскаго псевдо-классицизма.
Съ 1813 года начали проникать въ руе-
CKie
журналы темные слухи о какомъ-то р о-
м а н т и з м * . К* «Дух* Журналов*» даже
переведена была грозная статья против* Ав
густа ПГлегеля, въ защиту классическаго
французскаго театра. Вм*сте съ романтиз
мом*, стали вкрадываться въ наши журналы
слухи о какомъ-то великом* анинйскомъ
поэт* Бирон*, или Вейрон*, или Бай
рон*. Въ «Вестник* Европы» 1813 года
было напечатано маленькое стихотвореньице
Пушкина «На смерть Кутузова». Въ «Рос-
ciâcKOM*
Музеум*, или Журнал* Европей
ских* Новостей» на 1815 год*, издававшемся
В. Измайловым*, то и д*ло печатались ли-
цейскш стихотворенш Пушкина, Но въ уче
ник* и подражател* Державина, Жуковекаго
и Батюшкова никто еще не предузнавал*
будущаго великаго поэта России... В* 1820
году появилась въ св*тъ первая поэма Пупг-