Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  218 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 218 / 734 Next Page
Page Background

427

СОЧИНЕНШ В.

Г.

БМИНСКАГО.

428’-

дятъ во мнТ, гЬ зимте вечера, когда мы предъ

пылающим* каминомъ разсуждали о русских*

сочиненшхъ. Споры наши бывали иногда жарки,

я съ вами не соглашался, представлялъ дока­

зательства, и вы, съ н'Ьжной улыбкой, назы­

вали меня Катономъ въ словесности. Кто по-

думаетъ, чтобы девушка въ цв’Ьту.щихъ л’Ьтахъ

своего возраста и въ наше время занималась

словесностью; чтобы д’Ьвушка, говорю я, знала

языкъ Гомеровъ и Виргшпевъ. Я вижу румя­

нец* стыдливости на щекахъ вашихъ, но по­

хвалы мои не лестны; он* невольно вырываются

изъ устъ моихъ. Въ какой восторгъ приведенъ

я былъ вашимъ желаньемъ возобновить наши

еуждешя, но—увы!—они останутся только на

бумаг*; ничто не можетъ заменить вашего при­

сутствии Разговоры въ письмахъ будутъ сухи:

сладостное краснор'Ъчш девушки, прштная

улыбка лучше всякихъ логическихъ доказа-

тельствъ.

„Н’Ьтъ сомнЪшя, что Мерзляковъ предпри-

яялъ полезный трудъ, разобравъ „Россшду“;

жаль только, что она не можеть стоять на ряду

съ произведешями, обезсмертившими имена

«воихъ сочинителей. Я думаю, даже вемнопе

им*ли тершЬше прочитать ее. Отчего же ее

такъ хвалить? Оттого, что вкусъ публики у насъ

еще не установился. Дамонъ прославляетъ

Но-

ваго

Стейна—-десять челов’Ькъ, не читавшихъ

даже сей комедш, съ нимъ соглашаются; Клитъ

называетъ его сочинешемъ глупымъ—и сотни

готовы повторить его ругательства. Безспорно,

Сумароковъ былъ единственнымъ стихотвор­

цем* своего времени; но кто станетъ нын* восхи­

щаться его сочинетями? Между т*мъ Сумаро­

кова считаютъ стихотворцемъ образцовымъ,

достойнымъ нашего подражании ЗакоренВлыя

мн*шя опровергать трудно; это то же, что си­

литься вырвать огромный дубъ, въ продолжете

ц’Ьлыхъ в*ковъ пускавшй въ кЁдра земли

свои корни. Конечно, сш н нЬ тя ослабеют* и

совершенно лишатся своего достоинства, но это

требуетъ времени. Между гЬмъ истинныя даро­

ванья остаются иногда въ неизвестности. Ты­

сячи рукоплещутъ при представленш

Недоросля;

но мнопе ли понимаютъ истинныя достоинства

сей комедш? Мнопе ли знаютъ, что она достой­

на стоять на ряду съ

Мизантропами

и

Тартю­

фами1.

Не стыдно ли далее намъ, что мы не

им'Ьемъ полнаго собрашя сочинешй Фонвизина,

сего беземертнаго писателя, коимъ по всей

справедливости мы можемъ гордиться. То, что

я сказалъ о Сумароков*, можно отнести къ

Хераскову и къ некоторым* другимъ стихо-

творцамъ. Они прюбр*ли похвалы отъ своихъ

современниковъ, коихъ вкусъ былъ еще необ-

разованъ. Сш похвалы безпрестанно повторя­

лись, и стихотворцы пр1обргЬли великую славу.“

Павел* Строев* доказал* ясно и не­

опровержимо, что «Россшда» и по содержа-

нш, и по форм* — супцй вздор*; что исто­

рическое собьте въ ней искажено, харак­

теры перевраны, чудесное нел*по, поэтиче-

сюя краски сухи и холодны, выражеше

дико. В* заключена он* находит* во всей

«Россшд*» только десять с р я д у хороших*

стихов*.

Каким* превратностям* подвержен* здешний

свет*!

Въ нем* блага твердаго, въ нем* верной

славы н'Ьтъ:

Велигае моря, леса и грады окрылись,

И царства многия въ пустыни претворились;

Гремел* победами, владел* вселенной Рим*.

Но елава римская исчезла яко дымъ,'

И небо никому блаженства не вручало,

Котораго бъ лучей ничто не помрачало.

Не можетъ счастш не меркнуть красота;

И въ солнц*, и въ лун* есть темныя м*ста„

И это действительно лучине и единственно

xopomie стихи во всей «Россшд*». Какой

страшный урок* былъ преподан* этим* юно­

шей разным* ученым* колпакам*!...

При именах* Жуковекаго и Батюшкова-

нельзя не вспомнить имени князя Вязем-

скаго. Он* действовал* как* ноэтъ и как*

критик*, и в* обоих* случаях* деятель­

ность его всегда вызывалась какимъ-нибудь.

обстоятельством*. Вс* стихотворенш его—то,,

чтб французы называют* pièces de circon ­

stance. ОбтдШ характер* их*—св*тсшй, са­

лонный; но между ними некоторый показы­

вают* въ поэт* живого свидетеля вечера

жизни Державина, воспитанника Карамзина,,

друга Жуковекаго и Батюшкова. Как* ав­

тор* двухъ статей критическаго содержанш—

«О характер* Державина» и «О жизни и со­

чиненшхъ Озерова», князь Вяземсшй бол*е

замечателен*, нежели как* поэт*. Въ этих*

статьях* он* является критиком* въ дух*

своего времени, но без* всякаго педантизма,

судит* свободно, не как* ученый, а как*,

простой человек* съ умом*, вкусом* и обра­

зовании*, и излагает* свои мысли съ увле­

кательным* жаром* и краснор*чюмъ, изящ-

нымъ языком*. Съ появленш Пушкина для.

князя Вяземскаго настала новая эпоха дея­

тельности: стихотворенш его, не изменив­

шись въ дух*, изменились къ лучшему в*,

форм*; а прозаическш статьи его (как*, на­

пример*, разговор* классика съ романтиком*,

вм*сто предисловш къ «Бахчисарайскому

Фонтану») много способствовали къ осво­

божденью русской литературы отъ предраз-

судковъ французскаго псевдо-классицизма.

Съ 1813 года начали проникать въ руе-

CKie

журналы темные слухи о какомъ-то р о-

м а н т и з м * . К* «Дух* Журналов*» даже

переведена была грозная статья против* Ав­

густа ПГлегеля, въ защиту классическаго

французскаго театра. Вм*сте съ романтиз­

мом*, стали вкрадываться въ наши журналы

слухи о какомъ-то великом* анинйскомъ

поэт* Бирон*, или Вейрон*, или Бай ­

рон*. Въ «Вестник* Европы» 1813 года

было напечатано маленькое стихотвореньице

Пушкина «На смерть Кутузова». Въ «Рос-

ciâcKOM*

Музеум*, или Журнал* Европей­

ских* Новостей» на 1815 год*, издававшемся

В. Измайловым*, то и д*ло печатались ли-

цейскш стихотворенш Пушкина, Но въ уче­

ник* и подражател* Державина, Жуковекаго

и Батюшкова никто еще не предузнавал*

будущаго великаго поэта России... В* 1820

году появилась въ св*тъ первая поэма Пупг-