Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  219 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 219 / 734 Next Page
Page Background

429

I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

430

кина «Русланъ и Людмила», а въ журнал!*

«Сынъ Отечества» съ этого времени стали

появляться мелшя его стихотворенш... Тогда-

то возгоралась ожесточенная война

на

перьяхъ между классицизмомъ и романтиз-

момъ и начался крутой переворотъ въ дите-

ратурныхъ понятшхъ и воззрТьпяхъ... Карам-

зинешй першдъ русской литературы кон­

чился...

1 У .

Им'Ьлъ онъ п'Ьсенъ дивный даръ

И голосъ шуму водъ подобный,

Велиюя рйки составляются изъ множе­

ства другихъ, который, какъ обычную дань,

несутъ имъ обилш водъ своихъ. И кто мо-

жетъ разложить химически воду, напри-

М'Ьръ, Волги, чтобъ узнать въ ней воды Оки

или Камы? Принявъ въ себя столько р’Ькъ,

и большихъ, и малыхъ, Волга пышно катить

свои собственный волны, и вей, зная о ея

безчйсленныхъ похшценшхъ, не могутъ ука­

зать ни на одно изъ нихъ, плывя по ея ши­

рокому раздолью. Муза Пушкина

была

вскормлена и воспитана твореншми предше-

ствовавшихъ поэтовъ. Скажемъ более: она

приняла ихъ въ себя, какъ свое законное

достояше, и возвратила ихъ мщу въ новомъ,

преображенномъ виде. Можно сказать и до­

казать, что безъ Державина, Жуковскаго и

Батюшкова не было бы и Пушкина, что онъ—

ихъ ученикъ; но нельзя сказать, и еще

менее доказать, чтобъ онъ что-нибудь заим-

ствовалъ отъ своихъ учителей и Образцовы

или чтобъ где-нибудь и въ чемъ-нибудь онъ

не былъ неизмеримо выше ихъ. Поэзш

Державина была преждевременной, а по­

тому и неудавшейся попыткой на народную

поэзш. МогучШ гешй Державина явился

слишкомъ не во-время и не могъ найти въ

народной жизни своего отечества каше-ни-

будь элементы, какое-нибудь содержаще для

поэзш. Общество его времени хорошо по­

нимало поэзш патронажства, лести и угод­

ничества; но о всякой другой поэзш не

имело решительно никакого понятия и, сле­

довательно, не имело въ ней никакой по­

требности, никакой нужды. Слава Держа­

вина была основана не на общественномъ

мненш, котораго тогда не было ни признака,

ни тени, особенно въ деле литературы: нетъ,

слава Державина была основана на просве-

щенномъ внимати немногихъ къ его та­

ланту. И если во всей Росши того времени

было человекъ десять или двадцать, болбе

или менее умевшихъ ценить этотъ высоюй

талантъ, то остальные, человекъ сто или

двести, изъ которыхъ состояла тогдашняя

читающая публика, кричали о немъ съ го­

лоса первыхъ, сами хорошенько не понимая

собственнаго крика. Где жъ тутъ было

явиться истинной поэзш и великому поэту?

Правда, природа производить таланты, не

спрашиваясь времени и направляясь, нужны

они или нетъ; но ведь веА&ш поэты творятся

не одной природой: они творятся и обще-

ствомъ, т. е. историческшмъ положеш’емъ об­

щества. Думать, что поэта составляетъ одинъ

талантъ — значить грубо ошибаться. Раз­

умеется, прежде всего поэтомъ делаетъ чело­

века талантъ; но къ этому также необходимы

еще и характеръ, и образована, и напра-

влете, которые зависать отъ общества, среди

котораго является поэтъ. Чтобъ поэтически

воспроизводить действительность, мало одного

природнаго таланта,— нужно еще. чтобъ подъ

рукой поэта была поэтическая действитель­

ность. Хорошо было грекамъ творить ихъ

изящныя, исполненный идеальной красоты

статуи, когда гречесюе художники и на пло-

щадяхъ, и на улицахъ, и на рынкахъ без-

престанно встречали то мужчинъ съ головой

Зевеса, съ станомъ Аполлона, то женщинъ

съ выражешемъ величаво-строгой красоты

Палдады, съ роскошными формами Афро­

диты или обаятельной прелестью Хзритъ.

Только итальянскими живописцами среднихъ

вековъ былъ доступенъ идеалъ Мадонны,

ибо тинъ ея они видели безпрестанно въ

прекраснкхъ женщинахъ своего богатаго

красотой отечества. Странное дело! Вое по-

нимаютъ, что нельзя сделаться великимъ

жнвопиецемъ, имея какой бы то ни было

велишй талантъ, если въ годы изученш искус­

ства нетъ хорошихъ натурщиковъ; все по-

нимаготь, что велишй живоиисецъ, творя

идеальную красоту, все-таки нуждается во

время своей работы въ образце действи­

тельности; а никто не хочетъ понять, что

точно такъ же и для великихъ поэтовъ образ-

цомъ ихъ идеальныхъ создатй сл ужить тоже

окружающая ихъ действительность. Природа

творитъ великихъ полководцевъ, когда ей

угодно, а не только на случай войны; но

безъ войны и велишй полководецъ прожи-

ветъ весь свой векъ, даже и не подозревая,

что онъ— велишй полководецъ: только во

времена силъныхъ движешй общественныхъ

люди, одаренные отъ природы большими

военными способностями, делаются великими

полководцами. Чопорный, натянутый Расинъ

въ древней Грецш былъ бы страстнымъ и

глубокомысленным!, Эврипидомъ; а во Фран­

ции въ царствоваше Людовика X IV и самъ

страстный, глубокомысленный Эвринидъ былъ

бы чопорнымъ и натянутыми Расиномъ. Та­

ково влшше исторш и общества на талантъ!

У насъ этого не хотятъ и знать. Кричать о

Державине, что онъ— гешй; стиховъ его давно

уже совсемъ не читаютъ, а ечитаютъ чуть не

безбожниками техъ, кто осмеливается гово-