—
286
—
ПовгЬрочныя задача не излагаются письменно, такъ какъ для этого
пришлось бы решать и излагать рЬшенш уже не одной данной задачи»
а многихъ (такъ какъ можно составить столько повЬрочныхъ задачъ,
сколько данныхъ чиселъ въ условна задачи). Если ученики сельскаго
однокласснаго училища научатся письменно излагать р'Ьшеше задачъ
2 го рода въ вышеприведенной форме, то этого для нихъ совершенно
достаточно. Что касается учениковъ двухклассныхъ училищъ, то ихъ
не м’Ьшаетъ пр1учать къ письменному изложение анализа, плана, вычи-
сленш съ объясневшми и даже составление повЬрочныхъ задачъ.
Пятница, 19 швя .
Въ этотъ день было окончено сообщеше методическихъ св'ЬдЬнш
о квадратныхъ и кубическихъ м'Ьрахъ и вкратце было указано, какъ
надо проходить элементарный курсъ дробей.
При изучеши квадратныхъ м'Ьръ въ сельскихъ начальныхъ учи-
лищахъ полезно сообщить дЪтямъ, какъ можно высчитать не только
площадь прямоугольника, но и другихъ прост'бйшпхъ.фигурь: паралле
лограмма (четыреугольника съ косыми углами), треугольника, всякаго
четыреугсльника, многоугольника и круга.
Чтобы показать, какъ высчитывается площадь параллелограмма,
ь
с
можно изъ бумаги вырезать такую площадь
и отр'Ьзавъ
прямоугольный треугольникъ АВЕ отъ всей площади-
прило
жить его съ другой стороны полученной трапецш BCDE
ъ
тогда получится прямоугольникъ
}, измерите площади кото-
d cj
раго известно. Следовательно, если будетъ участокъ земли въ виде
такого четыреугольника съ косыми углами (параллелограмма), то, что
бы изм'Ьрить его площадь, надо его основате умножить на высоту
(линно, проведенную съ одной стороны на противоположную ей сто
рону подъ прямыми угломъ).
Перерезавъ бумажный параллелограммъ по дшюнали и показавъ,
что полученные при этомъ треугольники равны, можно сказать, что
площадь треугольника высчитывается такъ: основате (одна сторона)