Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  289 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 289 / 308 Next Page
Page Background

— 281

Ученики отв'Ьчаютъ: въ длину и ширину или по основанш

и

высота

(вообще по двумъ измерешямъ). Конечно, для этого надо указывать на

т'Ьла, ограниченный простейшими поверхностями, но не надо спраши­

вать, какъ померить поверхность самовара, чайника... ЗатгЬмь, при­

кладывая линейку къ доске, стЬне... и обращая внимаше на то, что

линейка везде и по всемъ направлешямъ прилегаетъ къ этимъ по-

верхностямъ, должно сказать, что ташя поверхности называются пря­

мыми или плоскостями, и сейчасъ же заставить указывать такш по­

верхности въ классе. Такимъ же способомъ (прикладыван1емъ линейки)

должно указать на крнвыя поверхности и заставить указать несколько

такихъ поверхностей въ классе и просить объяснешя, почему указан­

ный поверхности, по мненш учениковъ, кривыя.

Указывая на уголъ, образованный рамкой доски, или па углы по­

ла, потолка.... надо сказать, что таие углы называются прямыми, а

если бы, наприм., вертикальный брусокъ рамки доски былъ направленъ

внутрь этого (прямого) угла, то такой уголъ назывался бы острымъ;

наоборотъ, если бы этотъ брусокъ шелъ наружу (все это надо показы­

вать на доске), то такой уголъ назывался бы тупымъ. Такого указа­

н а совершенно достаточно, какъ показываютъ опыты обученш, для то­

го, чтобы дети совершенно правильно узнавали острые, прямые и ту­

пые углы.

Давши понятш о прямомъ угле, надо сказать, что доска, стекло,

полъ — пмеютъ по 4 прямыхъ угла, а потому и называются прямо­

угольными четыреугольниками.

Затемъ, начертивши несколько квадратовъ и померивши длину и

высоту каждаго изъ нихъ, можно сказать, что ташя прямоугольный

площади, у которыхъ длина равна ширине, или основаше равно высо­

те,

называются квадратами, и если сторона такого квадрата равна

аршину, то площадь его называется квадратнымъ аршипомъ; если сто­

рона квадрата равна футу, то площадь его называется квадратнымъ

футомъ, и проч.

После уяснешя понятш о теле, поверхности и проч., легко по­

казать, какъ надо узнавать площадь прямоугольной полосы, ширина

(высота) которой равна 1 вершку, 1 дюйму. .. Для этого стоить толь­

ко начертить на доске несколько такихъ полосъ различной длины въ

5, 7, 9.... такихъ единицъ длины, какъ ширина; затЬмъ лишями раз­

делить каждую полоску на квадратные вершки, дюймы..,, и указать на

то, что квадратныхъ вершковъ, дюймовъ.... въ каждой полоске будетъ

столько, сколько въ длине ея линейныхъ вершковъ, дюймовъ...., а по-