— 281
Ученики отв'Ьчаютъ: въ длину и ширину или по основанш
и
высота
(вообще по двумъ измерешямъ). Конечно, для этого надо указывать на
т'Ьла, ограниченный простейшими поверхностями, но не надо спраши
вать, какъ померить поверхность самовара, чайника... ЗатгЬмь, при
кладывая линейку къ доске, стЬне... и обращая внимаше на то, что
линейка везде и по всемъ направлешямъ прилегаетъ къ этимъ по-
верхностямъ, должно сказать, что ташя поверхности называются пря
мыми или плоскостями, и сейчасъ же заставить указывать такш по
верхности въ классе. Такимъ же способомъ (прикладыван1емъ линейки)
должно указать на крнвыя поверхности и заставить указать несколько
такихъ поверхностей въ классе и просить объяснешя, почему указан
ный поверхности, по мненш учениковъ, кривыя.
Указывая на уголъ, образованный рамкой доски, или па углы по
ла, потолка.... надо сказать, что таие углы называются прямыми, а
если бы, наприм., вертикальный брусокъ рамки доски былъ направленъ
внутрь этого (прямого) угла, то такой уголъ назывался бы острымъ;
наоборотъ, если бы этотъ брусокъ шелъ наружу (все это надо показы
вать на доске), то такой уголъ назывался бы тупымъ. Такого указа
н а совершенно достаточно, какъ показываютъ опыты обученш, для то
го, чтобы дети совершенно правильно узнавали острые, прямые и ту
пые углы.
Давши понятш о прямомъ угле, надо сказать, что доска, стекло,
полъ — пмеютъ по 4 прямыхъ угла, а потому и называются прямо
угольными четыреугольниками.
Затемъ, начертивши несколько квадратовъ и померивши длину и
высоту каждаго изъ нихъ, можно сказать, что ташя прямоугольный
площади, у которыхъ длина равна ширине, или основаше равно высо
те,
называются квадратами, и если сторона такого квадрата равна
аршину, то площадь его называется квадратнымъ аршипомъ; если сто
рона квадрата равна футу, то площадь его называется квадратнымъ
футомъ, и проч.
После уяснешя понятш о теле, поверхности и проч., легко по
казать, какъ надо узнавать площадь прямоугольной полосы, ширина
(высота) которой равна 1 вершку, 1 дюйму. .. Для этого стоить толь
ко начертить на доске несколько такихъ полосъ различной длины въ
5, 7, 9.... такихъ единицъ длины, какъ ширина; затЬмъ лишями раз
делить каждую полоску на квадратные вершки, дюймы..,, и указать на
то, что квадратныхъ вершковъ, дюймовъ.... въ каждой полоске будетъ
столько, сколько въ длине ея линейныхъ вершковъ, дюймовъ...., а по-