— 283 —
лителя?*
„Надо изъ 13 ч. 20 м. вычесть 2 ч. 20 м.“—„Какая же
при рйшены этой задачи будетъ первая работа?“—„Узнать разстоян1е
отъ Курска до Шева.
„Вторая?1—„Сколько часовъ почтовый иойздъ
былъ въ дорогй, не считая времени для остановокъ на станцыхъ." —
„Третья?
„Сколько почтовый пойздъ проходитъ въ часъ, пли узнать
скорость почтоваго пойзда.1—„Решите и запишите рйшен1е этой за*
дачи, пока мы будемъ считать со вторымъ отдйлен1емъ.“—Во второмъ
отдйлеши умножали двузначныя числа на однозначныя, причемъ сна*
чала учитель показалъ, какъ надо умножать въ такомъ случай; пусть
требуется, наприм., 23 умножить на 6; будемъ умножать такъ: 20,
или 2 десятка, взять 6 разъ, будетъ 12 десятковъ, или 120; 3 взять
б разъ, будетъ 18; 120—f-18= 138. По этому образцу ученики и умно
жали двузначныя числа на однозначныя на отвлеченныхъ примйрахъ
и задачахъ на раздроблены аршинъ въ вершки, саженей въ футы и
дюймы, фунтовъ въ лоты и т. п. Послй этого было показано умноже-
nie такихъ же чиселъ на счетахъ. Когда, папр., требовалось 32 умно
жить на 5, то учитель говорилъ: „Закройте 2 единицырукой и умно
жайте 3 десятка на 5, будетъ 15 десятковъ, или одна сотня и 5 де-
сятковъ; сбросьте 3 десятка, а вмйсто нихъ откладывайте 1 с. 5 дес.
на счетахъ; потомъ поднимать руку съ проволоки,гдй положены2 еди
ницы и говорите 5 разъ 2= 1 0 ; сбросьте 2 единицы, а положите
десять и у васъ всего будетъ 160.“ По такому же образцу ученики
вели умножены двузначныхъ чиселъ на однозначныя на счетахъ.
Когда ученикамъ второго отделены была дана самостоятельная
работа на умножены двузначныхъ чиселъ на однозначныя, тогда учи
тель перешелъ къ 3-му отдйленш, провйрилъ ихъ самостоятельную
работу, и далъ новую задачу слйдующаго содержания. „За 4000 руб.
было куплено сукно 3 сортовъ: 85 арш. перваго сорта по 3 р. 60 к.
за аршинъ, 75 арш. второго сорта но 4 р. 80 к. и третьяго сорта
сукна по 5 руб. за аршинъ. Сколько было куплено сукна третьяго
сорта?1 ПослЬ усвоены условы задачи, учителемъ были предложены
слйдующы вопросы для установлены плана рЬшеаы. „Какимъ дйй-
ствымъ узнается число предметовъ по ихъ стоимости и цйнй?й—Дй-
левымъ.—„Кто и на что дЬлится?“—Стоимость всйхъ предметовъ на
ихъ цЬну, —„У насъ спрашивается о числй аршинъ третьяго сорта;
следовательно, что намъ нужно дЪлать?—„Намъ надо стоимость сукна
третьяго сорта дйлить на цйну, т. е. на 5 руб.—„Можно ли дйлать
дйлеше? —„Нйтъ, мы не знаемъ дйлимаго, т. е. стоимости всегосукна
3-го сорта. —„Какъ узнать эту стоимость, если на покупку сукна