— 282
тому н'Ьтъ надобности разбивать такте полосы на квадраты; достаточно
померить только длину и мы сейчасъ те узваемъ площадь полоски;
такъ ваприм., если длина полоски 11 дюймовъ, то и площадь ея со
держите тоже 11 квадратныхъ дюймовъ.
Начертивъ нисколько прямоугольниковъ, шириной (высотой) въ 2,
3 ... единицы и, разд'Ьливъ ихъ горизонтальными лишями на полосы,
можно сказать, что площадь одной полосы равна длин4 ея, а площадь
нЬсколькихъ въ 2, 3.... раза больше, или во столько разъ больше,
сколько полосъ, а ихъ столько, какъ велика высота прямоугольника, а
потому площадь прямоугольника равна длин!; (основанте), умноженной
на ширину (высоту). Зд!;сь ум-Ьстпо опросить о длин'Ь и ширина раз-
наго вида десятинъ (что сельскимъ жителемъ хорошо известно), вы
считать площади этихъ десятинъ (SOX^O , бОХ ^О ) и сказать, что де
сятина земли можетъ им^ть различную длину и ширину, но всегда въ
ней должно быть 2400 квадр. саж.
Покаэавъ на чертежЬ, что въ квадрат1!; выходите столько полосъ,
сколько квадратныхъ мЬръ въ одной полос!;, можно вывести правило
вычисленте площади квадрата. Для этого надо умножить сторону ква
драта самое на себя. Такъ какъ квадратную милю можно представлять
состоящею изъ семи полосъ по 7 квадратныхъ верстъ въ каждой по
лос!;, то въ ней 7 X 7 = 4 9 квадрат, верстъ; квадратную версту можно
представлять состоящею изъ 500 полосъ по 500 квадр. саженей въ
каждой, а потому квадр. в е р с т а = 5 0 0 Х 5 0 0 = 250000 квадр. саж. и
т. д. Составленную такимъ образомъ таблицу квадратныхъ м'Ьръ надо
заучить.
Четвери.,
18
шня,
Занятте начались задавашемъ самостоятельной работы 3-му отда
ленно. *Имъ была дана задача: „Отъ Курска до стан. Ворожба Еурско-
Шевской ж. дор. 166 верстъ, а отъ этой станцш до Шева 274 версты.
Съ какою скоростью идете почтовый но'Ьздъ этой дороги, если все раз-
стояте отъ Курска до Шева онъ проходить въ 13 час. 20 мин. и на
всЬхъ станцтехъ стоите 2 ч 20 м.?“ Поел!; основательнаго уевоенте
содержанте задачи, для уставовленте плана рЬшенте ея, ученикамъ бы
ли предложены сл4дуюшде вопросы: „Ка къ узнать скорость почтоваго
поЬзда?й—яНадо разстояше отъ Курска до Шева разделить на время."—
„Можно ли делать дШеше?"— „Ш т ъ , мы не знаемъ ни дШимаго, ни
делителя." — „Ка къ узнать делимое, т. е. все разстояше отъ Курска
до Шева?"— „Надо сложить 166 и 274 версты." — „К а къ узнать д!;-