284 —
третьяго сорта израсходованы изъ 4000 р. остальныя деньги? Какимъ
дМствшмъ узнается остатокъ?*—Вычиташемъ.—„Что изъ чего надо
вычитать?*—Изъ 4000 руб. надо вычесть стоимость 2-го сорта сук
на.—„Можно ли д'Ьлать вычиташе?*—Н'Ьтъ, мы не знаемъ вычита
емая), т. е. стоимости двухъ первыхъ сортовъ сукна вместе.—„Какимъ
действшмъ можно узнать стоимость 2 сортовъ сукна вместе?*—Сло-
жетемъ.—„Можно ли делать сложете?*—Нетъ, мы не знаемъ сла-
гаемыхъ, т. е. стоимости сукна 1-го и 2 го сорта въ отдельности.
„Какимъ действшмъ узнается стоимость?*—Умножешемъ.—„Что и на
что надоумножать?* —Ц'Ьну надоумножать на число аршинъ.—„Мож
но ли умножать?"—Можно.—„Почему?*—Потому что известны и мно
жимое и множитель. —После это разсуждешя, называемая)
анализомъ
задачи
, легко было составить планъ. „Какая же первая работа при
решети этой задачи?*—Узнать стоимость сукна перваго сорта. —„Вто
рая?*—Узнать стоимость сукна второго сорта.—„Третья?—Высчитать
стоимость первыхъ двухъ сортовъ сукна вместе. —„Четвертая?*—Вы
считать стоимость третьяго сорта. —„Пятая?” —Узнать, сколько было
куплено аршинъ сукна третьяго сорта. —После составлен^ только что
приведеннаго плана решетя данной сложной задачи на все 4 ариеме-
тическихъ действш, было преступлено къ ея регпевш и письменному
изложешю. „Какая 1-я работа при решети этой задачи?*—Узнать
стоимость 85 арш. сукна по 3 руб. 60 коп.—„Какимъ действшмъ
это можно узнать?"—Умножешемъ. — „Что и на что будемъ умно
жать?"—3 р. 60 к. на 85 арш, —„Почему вы будете умножать?*—
1 арш. стоитъ 3 р. 60 к,, а 85 арш. стоятъ въ 85 разъ больше,
следовательно, 3 р. 60 к надо увеличить въ 85 разъ, т. е. умножить
на 85.—„Возьмите ваши тетради и перья и пишите сначала строки:
„Сукно перваго сорта*, а потомъ пишите по средине тетради 360 к ,
подъ этимъ числомъ пишите 85, слева этого числа пишите знакъ умно-
жешя, а подъ 85 проведите черту (знакъ равенства) и умножайте
360 сначала на 5. Сколько будетъ? 1800. Пишите это число подъ
чертой! Умножайте 360 на 8 десятковъ! Сколько будетъ? 2880 десят-
ковъ. Пишите! Теперь узнайте все произведете 360 копеекъ на 85!
Сколько получилось?—30600 коп. Узнайте сколько рублей въ 30600
копейкахъ. Сколько? —306 руб. Дальнейшее решете этой задачи не
состоялось вследствт окончашя урока, но оно должно было быть окон
чено въ такомъ виде. Ученики записали бы „сукно 2-го сорта стоить*
и высчитали бы, что оно стоитъ 360 руб. Потомъ записали бы „за
два сорта сукна заплатили* и высчитали бы, что за него заплачено