280
625 кб. д.
Х 2 4 8
275 кб. ф.
Х 2 4 8
5000
+ 2500
1250
2200
+
1100
500
-8087
3119
—8087
325 кб. сж.
Х 2 4 8
2600
+ 1300
650
155000 1725
68200 кб. ф.
80600 кб. cat.
—13824
89 кб. ф.
—j- 89 кб. ф.
+ 199
16760
—15552
68289
—343
343
199
80799 кб. сж.
1208 кб. дм.
3398
32
Изучеше квадратныхъ и кубическихъ м'Ьръ обыкновенно отде
ляется отъ изучев
1
я именованныхъ чиселъ потому, что для этого не
обходимо сообщеше некоторыхъ геометрическихъ понятШ о теле, по
верхности, плоскости, прямоугольной площади, квадратной площади,
о квадратныхъ единицахъ, измгЬренш площадей, поверхностей и объ-
емовъ просгМшихъ телъ.
Чтобы научить всему этому въ пачальномъ училище, можно по
ступать следующимъ образомъ.
Спросивъ, какъ можно мерить столъ, комнату.... и получивъ въ
ответь: въ длину (справа налево), ширину (спереди назадъ) и высоту
(сверху впизъ), учитель говорить, что все то, что можно мбрить въ
длину, ширину и высоту, называется теломъ, и заставляетъ учевиковъ
указать несколько телъ. Ученики называютъ часы, стулъ... „Почему
вы думаете, что часы можно назвать теломъ?“—„Потому что ихъ можно
мерить въ длину, ширину и высоту“ .—Конечно такое понятш о теле
не будетъ научнымъ, но въ данномъ случае это и не нужно, потому
что поверхность и объемъ, (что намъ только и нужно) какъ у физи-
ческаго, такъ и у геометрическаго тела одинаковыхъ размеровъ, бу
дутъ те же.
Указывая на поверхность стола, печи... можно спросить, что на
ходится вверху (поверхъ) этихъ телъ, (а потомъ и со всехъ сторонъ)
и получивъ въ ответь: „воздухъ“ , учитель говорить, что граница, от
деляющая всякое тело отъ воздуха, или другъ отъ друга, называется
поверхностью; после этого заставляетъ указать поверхность комнаты
вверху (потолокъ), съ боковъ (стены) и снизу (полъ) и спрашиваетъ,
какъ можно померить полъ, стену, потолокъ и друпя поверхности.