Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  262 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 262 / 308 Next Page
Page Background

— 254 —

Когда умножаютъ на двузначное, трезначпое и вообще на много­

значное число, то сначала умножаютъ на единицы, и это произведете

записываютъ, потомъ на десятки и полученное произведены тоже за-

писываютъ... ; наконецъ, всгЬ частныя произведены складываготъ и по-

лучаютъ общее произведете.

Если требуется разделить, наприм., 3168 на 8, то надо посту­

пить такъ, какъ и при письменномъ делены, соблюдая четыре извЬст-

ныя работы, и тогда въ частномъ получится 396. Эго частное надо

откладывать, начиная съ верхней проволоки счетовъ. Если нужно де­

лить на 10, 100... , то надо закрывать рукой 1, 2..,. проволоки снизу;

вверху руки будетъ частное, а подъ рукой остатокъ.

Если нужно делить на нисколько десятковъ, сотенъ,

то снача­

ла надо делить на 10, 1 0 0 ..., а полученное частное — на число де­

сятковъ, сотенъ....

Чтобы разделить на двузначное, трехзначное и вообще многознач­

ное число, надо соблюдать те же 4 извЬстныя работы, но на счетахъ

узнавать, ijg скольку цостанется, легче, ч4>мъ при устномъ или даже

письменномъ делены; не надо узнавать все частное сразу, сотому что

можно постепенно вычитать делителя, пока не будетъ наверное изве­

стна цыфра частнаго.

Въ конце было сделано несколько примеровъ на переводъ чи-

селъ, отложенныхъ по четверному и дюжинному счету, на десятер­

ной счетъ, для упражнены въ быстроте вычислены, что достигается

практикой.

Вторнитсъ, 9 шня.

Утренны заняты. Въ первые х/з часа Я. Н. Синюгинъ пр1учалъ

вновь принятыхъ детей къ исполнетю самостоятельныхъ работъ, а учи­

тель занимался со 2-мъ отделенымъ. Целью урока было научить де-

ленш двузначныхъ чиселъ на однозначным по содержанш. Решали

различные примеры на делете: 1) двузначнаго числа на однозначное,

причемъ полученное частное было однозначное, съ остаткомъ и безъ

остатка, и 2) то же, но частное двузначное. Все шло такъ, какъ объ

этомъ было уже сказано раньше въ одной изъ беседъ по методике.

Во вторые V2 часа Я. Ы. Синюгинъ занимался съ 1-мъ отделе-

шемъ прибавлевымъ къ 1, 2, 3.... по 2, В, 4.... согласно съ темъ,

какъ объ этомъ было тоже сказано раньше. Второму отделенно на эти

Уз часа была дана самостоятельная работа— делить двузначное число

на однозначное.