251 —
Суббота, 6 шня.
Третьему отдЬленпо была дана такая задача съ неизвестными
множимымъ и множителемъ: „Нанято 180 рабочихъ; изъ нихъ 75
ллотниковъ, а остальные каменщики. Каждому плотнику давали 12 р.
жалованья въ мЬсяцъ, а каменщику па 4 руб. больше. Сколько по
лучили жалованья всЬ каменщики въ м’Ьсяцъ?" Усвоивъ содержанш
задачи и, уяснивъ, что плату нЬсколькимъ лицамъ можно узнать умно-
женшмъ платы одного лица на число лицъ (если плата для всЬхъ оди
накова) учитель спросилъ: „Какнмъ дЬйствшмъ вы будете узнавать,
сколько жалованья въ мЬсяцъ получили всЬ каменщики?„ — „Умноже-
шемъ".— „Что и на что вы будете умножать?* — „Жалованье одного
каменщика на ихъ число". — „Можно ли умножать?* — „Нельзя, по
тому что мы не знаемъ, ни жалованья каменщику, ни числа камен-
щиковъ".— „Можно ли памъ узнать жалованье одного каменщика?" —
„Можно, прибавивши 4 руб. къ 12 руб.“ — „Можно ли намъ узнать
число каменщиковъ?" — „Это можно узнать вычиташемъ 75 изъ 130".—
„Скажите же планъ рЬшен1я этой задачи!"—„Сначала узнаемъ жало
ванье одного каменщика въ мЬсяцъ, потомъ число каменщиковъ и,
наконецъ, сколькс жалованья получили всЬ каменщики . —„Высчиты
вайте и запишите pbmeeie этой задачи такъ: сначала напишите: „
каж
дый каменщикъ получилъ
и послЬ этого высчитайте, сколько онъ по-
лучилъ; потомъ напишите
„каменщиковъ было
“ и высчитайте, сколько
ихъ было; наконецъ, напишите,
„всп каменщики получили
" , „высчи
тайте, сколько они получили. РЬшайте!"
ПослЬ этого учитель занимается со 2-мъ отдЬлешемъ составле-
шемъ таблицы умножешя въ томъ порядкЬ, какъ объ этомъ было ска
зано раньше.
Во вторые V2 часа 2-е отдЬлеше заучивало составленную таблицу
умножеош, а учитель сначала провЬрялъ рЬшеше задачи, данной 3-му
отдЬленпо въ видЬ самостоятельной работы, а потомъ показалъ дЬлеше
многозначнаго числа на однозначное такъ, какъ дЬлится трехзначное
число на однозначное, при чемъ было обращено особенное вниманю на
запоминаше тЬхъ 4 работъ, который постоянно совершаются придЬле-
вш. Для памяти учитель нагшсалъ назвашя этихъ работъ на классной
доскЬ, а ученики записали то же въ свопхъ тетрадяхъ.
ПонедЬльникъ, 8 шня.
Утренн1я заняты!. Въ первые V2 часа 1-му отдЬлешю была дапа
работа подъ руководством! Я. Н. Синюгина, а 3 е отдЬленш упраж-