37
Можетъ быть, эта умеренная цифра оканчввающихъ курсъ зави-
ситъ отъ установившегося въ шЬкоторыхъ школахъ Курской губервы
обычая, о воторомъ я уже упоминалъ, а теперь, повторю словами учи
тельницы
Скородиянской
школы, Старооскольскаго уезда, г-жи
Благо-
вгъщенской
: „прымъ въ школу учеяиковъ происходитъ черезъ годь,
почему въ нын4шеемъ году выпуска не было1.
Такой обычай едва ли можно признать желательнымъ въ страна,
где и безъ того число детей, посЬщающихъ школу, слишкомъ незна
чительно, которая въ этомъ отношены занимаетъ одно изъ самыхъ
послгЬднихъ м'Ьстъ изъ странъ Европы. Правда, что въ названной шко-
лЬ число учащихся 134, но за то и учащихъ лицъ два: каждое изъ
нихъ можетъ вести то два отделены, то одно, поочередно, доводя
своихъ учениковъ до конца курса и никогда не обременяя себя одно
временной работой съ тремя отделевыми. Можетъ быть, ограничен'
ность числа оканчивающихъ курсъ объясняется и этимъ недоум’Ьпнымъ
вопросомъ учителя
Брусовской
школы, Фатежскаго уезда: „что делать
въ такомъ положены, когда среди учебнаго года учитель разсчитываетъ
на 1 0 —15 учениковъ, но пришла весна—осталось 2 ученика, гото-
выхъ держать экзаменъ, а остальныхъ въ школу н^гъ возможности
залучить; в4дь отъ количества кончающихъ со свид4тельствомъ учени
ковъ зависитъ судьба учителя
Думается, что изъ этого положены могутъ быть только два вы
хода: надо или установить
обязательность
обучены и посещены шко- ^
лы детьми извйстнаго возраста подъ ответственностью родителей, или
такъ поставить дело, чтобы „судьба учителя" не зависела отъ числа
свидетельствъ объ окончаши курса. Второе, конечно, возможнее.
Возрастъ учащихся
въ школахъ Курской губернш отъ 8 до 15
летъ включительно, только изредка встречаются ученики моложе 8 и
старше 15 летъ.
Несмотря на вышеприведенный недоумЬиный вопросъ учителя
Брусовской школы, въ Курскихъ школахъ менее нежели где-либо
жалобъ на неисправное посгьщенге
школы учениками. Если и указы
ваются случаи такой неисправности, то они оправдываются уважи
тельными причинами. Вообще учащы лица относятся безъ ропота и
нетерпимости къ такой, такъ сказать, „подневольной неисправности
своихъ учениковъ, за которую трудно винить и детей, и родителей.
Крестьяне, по словамъ учителя Путивльскаго учителя г.
Емельянова,
говорятъ: „пусть напей дети ходятъ въ школу хоть 4 зимы, хоть 5
зимъ, только пусть ходятъ, когда не нужны иамъ самимъ дома для