Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  713 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 713 / 734 Next Page
Page Background

651

п и о

Ь М

А.

652

мое последнее заключительное слово: если вы

имели несчаспе съ гордымъ смирешемъ от­

речься отъ вашихъ истинно великихъ произве­

дена, то теперь вамъ должно съ искреннимъ

смирешемъ отречься отъ последней вашей кни­

ги и тяжюй гр'Ьхъ ея изданш въ св'Ьтъ иску­

пить новыми творешями, которыя бы напомнили

ваши прежнш“ 1).

Къ А. И. Г е р ц е н у .

Спб., апреля 6.

Вчера записали, было, я къ тебе письмо,

сегодня хотелъ его кончить, а теперь бросаю

его и пишу новое, потому что получили твое,

кэтораго такъ долго ждалъ. Признаюсь, я на­

чали, было, безпокоиться, думая, что и на мою

поездку на югъ (о которой даже во сне брежу)

чортъ наложили свой хвостъ. Что ты мне тол­

куешь о важности и пользе для меня отъ этой

поездки? Я сами слишкомъ хорошо понимаю

это, и еду не только за здоровьемъ, но и за

жизнью. Дорога, воздухъ, климатъ, лень, закон­

ная праздность, беззаботность, новые предме­

ты, и все это бъ съ такими спутникомъ, какъ

М. С., да я отъ одной мысли объ этомъ чув­

ствую себя здоровье. Имой докторъ (очень хоро­

ш а докторъ, хотя и не Круповъ) сказали мне,

что, по роду моей болезни, такая поездка лучше

всякихъ лекарствъ и лечена. Итакъ, М. С.

едетъ решительно, и я знаю теперь, когда я

могу готовиться. Разве только что-нибудь не­

предвиденное и необыкновенное заставить

меня отказаться; но, во всякомъ случае, я на-

дняхъ беру место въ маль-постъ. Вчера я имен­

но о томи и писали къ тебе, чтобы ты, какъ

можно скорее, уведомили меня, едетъ ли М. С.

и когда именно. Вотъ почему сегодняшнее

письмо твое ужасно обрадовало меня, такъ что

куда девалась лень, и я сейчасъ же селъ

писать ответь, несмотря на то, что А. А. Т.

едетъ во вторники. Известие объ обретенш

явленныхъ 500 р.—тоже не последнее обстоя­

тельство въ письме твоемъ, меня обрадовавшее.

Только этихъ денегъ мне не высылай, а отдай

мне ихъ въ Москве. Оно проще и хлопотъ

меньше, можеть быть, станетъ ихъ на месяцъ

и по пргЬзде въ Питеръ, а тамъ—что будетъ,

то и будетъ, а пока—vogue la galèrel Нашему

брату, подлецу, т. е. нищему, а не чтобы мошен­

нику, даже полезно иногда довериться случаю

и положиться на авось. Делать-то больше не­

чего, а при томи, если такая поведенцш мо-

жетъ сгубить, то она же иногда можетъ и

спасти.

Ну, братецъ ты мой, спасибо тебе за интер­

мессо къ

„Кто виноватъ?“

I) 2) Я изъ нея окон­

чательно убедился, что ты—большой человекъ

въ нашей литературе, а не дилетантъ, не

партизань, не наездники отъ нечего делать.

Ты не поэтъ: объ этомъ смешно и толковать;

но ведь и Вольтеръ не были поэтъ не только

въ

Генргядт,

но и въ

Кандидк,

однако, его

Кандидъ

потягается въ долговечности со многи­

ми великими художественными создашями, а

многш невелиюя уже пережилъ еще и больше

I) Письмо это напечатано Ы. Барсуковымъ со списка, лри-

надлежащаго А. А. /Краевскому, а ньигЬ хра'шицаюся въ отдЬленш

рукописей Императорской Публичной Библютеки.

ОтвЬтъ Н. В. Гоголя на это письмо напечатанъ В. И. Шен-

рокомъ въ «Р. Ст.» 88 г. 7 и въ его же «МатерЛалахъ для бплра-

фш Гоголя». Т. IV.

2) Вероятно, глава «Бельтовъ», которая однако, неизвестно по

какимъ причинамъ, попала въ О. В. 1846 г., а не къ Белинскому.

переживетъ ихъ. У художественныхъ натуръ

умъ уходить въ талантъ, въ творческую фанта­

зш, и потому въ своихъ творешяхъ, какъ

поэты, они страшно, огромно умны, а какъ люди

— ограничены и чуть не глупы (Пушкинъ,

Гоголь). У тебя, какъ у натуры, по преимуществу,

мыслящей и сознательной, наоборотъ—талантъ

и фантазш ушли въ умъ, оживленный и со­

гретый, такъ сказать,

осердеченный

гуманисти­

ческими направлешемъ, не привитыми и не

вычитанными, а присущими твоей натуре.

У тебя страшно много ума, такъ много, что я

не знаю, зачемъ его столько одному человеку;

у тебя много и таланта, и фантазш, но не того

чистаго и самостоятельнаго таланта, который

сами родить все изъ себя и пользуется умомъ,

какъ низшими подчиненными ему началомъ,—

нети, твой талантъ—чортъ его знаетъ—такой

же бастардъ или пасынокъ, въ отношена къ

твоей натуре, какъ и умъ въ отношенш къ

художественными натурами. Не умею яснее

выразиться, но уверенъ, что ты поймешь это

лучше меня (если еще не думали объ этомъ

вопросе) и мне выскажешь это, такъ ясно и

определенно, что я закричу: эврика! эврика!

Есть умы чисто-спекулятивные, для которыхъ

мышлеше почти то же, что чистая математика,

и вотъ, когда тате умы принимаются за по-

эзш, у нихъ выходятъ аллегорш, которыя темъ

глупее, чемъ умнее. Сочеташе сухого и даже

влажнаго и теплаго ума съ бездарностью ро­

дить камни и полена, которые показывала,

вместо детей, Рея Кроносу. Но у тебя при уме

живомъ и осердеченномъ есть своего рода

талантъ; въ чемъ они состоитъ, не умею сказать,

но дело въ томъ, что я глупее тебя на много

рази,искусство (если не ошибаюсь) мне сроднее,

чемъ тебе, фантазш у меня преобладаете надъ

умомъ, и, кажись, по всему этому, такому

сво­

его рода

таланту скорее следовало бы быть у

меня, чемъ у тебя (уже по одному тому, что

тебе читать Канта, Гегелеву феноменологш и

логику ни почемъ, а у меня трещитъ голова

иногда и отъ твоихъ философскихъ статей), а

вотъ у меня такого

своего рода

таланта ни

больше, ни меньше, какъ настолько, сколько

нулсно, чтобы понять, оценить и полюбить твой

талантъ. И таюе таланты необходимы и полез­

ны не менее художественныхъ. Если ты летъ

въ десять напишешь три-четыре томика, по­

плотнее и порядочнаго размера, ты—большое

имя въ нашей литературе, и попадешь не толь­

ко въ исторш русской литературы, но и въ

исторйо Карамзина. Ты можешь оказать силь­

ное и благодетельное влшше на современность.

У тебя свой особенный родъ, подъ который

подделываться такъ же опасно, какъ и подъ

произведена истиннаго худолсества. Какъ Носъ

въ гоголевской повести того же имени, ты

можешь сказать о себе: „Я самъ по себе!“

Деятельный идеи и талантливое ихъ воплоще-

т е—великое дело, но только тогда, когда все

это неразрывно связано съ личностью автора и

относится къ ней, какъ изображена на сургуче

относится къ выдавившей его печати. Этимъ-

то ты и берешь. У тебя все оригинально, все свое

—даже недостатки. Но ноэтому-то и недостатки

у тебя часто обращаются въ достоинства.

Такъ, напр., къ числу твоихъ личныхъ недо-

статковъ принадлежитъ страстишка безпрестан-

но острить, но въ твоихъ повестяхъ такого ро­

да выходки бываютъ удивительно хороши.

Пиши, братъ, пиши, какъ можно больше пиши,

не для себя, а для дела: у тебя такой талантъ,

за скрыта котораго ты вполне заслужилъ бы

проклята.