645
646
IV. П Р И Д О Ж Е Н I Е.
рыхъ ни вы, ни я не видали самаго большого
числа, и которые, въ свою очередь, тоже не
видали васъ. Я не въ состоянш дать вамъ ни
малЬйшаго понятая о томъ негодованш, которое
возбудила ваша книга во всЬхъ благородныхъ
-сердцахъ, ни о тЬхъ вопляхъ дикой ра юсти,
которые издали при появленш ея всЬ враги
ваши и нелитературные (Чичиковы, Ноздревы,
городничы и т. д.), и литературные, которыхъ
имена хорошо вамъ известны. Вы видите сами,
что отъ вашей книги отступились даже люди,
повидимому, одного духа съ ея духомъ. Если
бы она и была написана вслЬдствы глубокаго,
искренняго убЬждены, и тогда бы она должна
была произвести на публику то лее впечатли
т е . И если ее приняли всЬ (за исклгочешемъ
немвогихъ людей, которыхъ надо видЬть и
знать, чтобы не обрадоваться ихъ одобренио)
за хитрую, но черезчуръ нецеремонную про-
дЬлку, для достижены небеснымъ путемъ чисто
земной цЬли,—въ этомъ виноваты только вы,
и это нисколько неудивительно; а удивительно
то, что вы находите это удивительнымъ. Я ду
маю, это отъ того, что вы глубоко знаете Россш
только какъ художникъ, а не какъ мыслянцй
человЬкъ, роль котораго вы такъ неудачно
приняли на себя въ вашей фантастической книгЬ.
И это не потому, чтобы вы не были мыслящимъ
человЬкомъ, а потому, что вы столько уже лЬтъ
привыкли смотрЬть на Россш изъ вашего пре-
краснаго далека; а вЬдь известно, что ничего
нЬтъ легче, какъ издалека видЬть предметы
такими, какими намъ хочется ихъ вид'Ьть, по
тому что въ этомъ прекрасномъ далекЬ вы
живете совершенно чуждымъ ему, въ самомъ
себЬ, внутри себя, или въ однообразш кружка,
одинаково съ вами настроеннаго и безеильнаго
противиться вашему на него влынш. Поэтому
вы не замЬтите, что Россш видитъ свое спа
с е т е не въ мистицизмЬ, не въ аскетизмЬ, не
въ пштизмЬ, а въ уснЬхахъ цивилизацш, про-
свЬщены, гуманности. Ей нужны не проповЬди,
довольно она слышала ихъ, а пробуждены въ
народЬ чувства человЬческаго достоинства,
столько вЬковъ попираемаго въ грязи и навозЬ;
права и законы, сообразные не съ ученымъ
церкви, а съ здравымъ смысломъ и справедли
востью, и строгое, по возможности, ихъ испол
нены. А вмЬсто этого она представляетъ собою
ужасное зрЬлище страны, гдЬ люди торгуютъ
людьми, не имЬя на это и того оправданы, ка-
кимъ лукаво пользуются Американскы план
таторы, утверждая, что негръ—не человЬкъ;
страны, гдЬ люди сами себя называютъ не име
нами, а кличками: Ваньками, Васьками, Степ
ками, Палашками; страны, гдЬ нЬтъ не только
никакихъ гарантай для личности, чести и соб
ственности, но нЬтъ даже и полицейскаго по
рядка, а есть только огромный корпорацш раз-
ныхъ служебныхъ воровъ и грабителей. Самые
живые, современные нацюнальные вопросы въ
Россш теперь: уничтожены крЬпостного права,
ослаблены тЬлеснаго наказаны, введены, по
возможности, строгаго исполнены хотя тЬхъ
законовъ, которые уже есть. Это чувствуетъ
даже само правительство (которое хорошо зна-
•етъ, что дЬлаютъ помЬщики со своими крестья
нами, и сколько послЬдте ежегодно рЬжутъ
первыхъ), что доказывается его робкими и без-
плодными полумЬрами въ пользу бЬлыхъ не-
гровъ и комическимъ замЬненымъ однохвост-
наго кнута трехвостною плетью. Вотъ вопросы,
которыми тревожно занята Россы въ ея апа-
тическомъ полуснЬ. И въ это-то время вели-
т й писатель, который своими дивно художе
ственными, глубоко истинными твореными такъ
могущественно содЬйствовалъ самознанпо Рос
сш, давши ей возможность взглянуть на самое
себя, какъ будто въ зеркалЬ,—является съ кни
гою, въ которой, во имя Христа и церкви, учитъ
варвара - помЬщика наживать отъ крестьянъ
больше денегъ, ругая ихъ неумытыми рылами...
И это ли не должно было привести меня въ
негодованы?..
„Да если бы вы обнаружили покушете на
мою жизнь, и тогда бы я не болЬе вознонави-
дЬлъ васъ, какъ за эти дозорныя строки. И
послЬ этого вы хотите, чтобы вЬрили искрен
ности направлены вашей книги. НЬтъ, если бы
вы дЬйствительно преисполнились истиною Хри
стовою, а не дьяволовыми ученьемъ, совсЬмъ
не то написали бы вашему агенту изъ помЬ-
щиковъ. Вы написали бы ему, что такъ какъ
его крестьяне его братья о ХристЬ, и какъ братъ
не можетъ быть рабомъ своего брата, то онъ и
долженъ или дать ему свободу, или хотя по
крайней мЬрЬ пользоваться трудами крестьянъ
какъ можно льготнЬе для нихъ, сознавая себя
въ ложномъ въ отношены къ нимъ положены.
А выражены: „ахъ ты неумытое рыло?“ Да у
какого Ноздрева, у какого Собакевича подслу
шали вы его, чтобы передать мфу, какъ вели
кое открыты въ пользу и назидаше мужиковъ,
которые и безъ того потому и не умываются,
что, повЬривъ своими барамъ, себя не считаютъ
за людей? А ваше поняты о нацюнальномъ
русскомъ судЬ и расправь, идеалъ котораго
нашли вы въ словахъ глупой бабы въ повЬсти
Пушкина, и по разуму которой должно пороть
и праваго, и виноватаго? Да это и такъ дЬла-
ется у насъ въ частую, хотя чаще всего порютъ
только праваго, если ему нечЬмъ откупиться
отъ преступлены—быть безъ вины виноватыми?
И такая-то книга могла быть результатомъ
труднаго внутренняго процесса, высокаго ду-
ховнаго просвЬщены? Не можетъ быть! Или вы
больны—и вамъ надо спЬшить лЬчиться, или...
не смЬю досказать своей мысли.
„ПроповЬдникъ кнута, апостолъ невЬжества,
поборникъ обскурантизма и мракобЬсы, пане-
гиристъ татарскихъ нравовъ, что вы дЬлаете?
Взгляните себЬ поди ноги, вЬдь вы стоите надъ
бездною!.. Что вы подобное учете опираете на
православную церковь, это еще понимаю!.. Хри-
ста-то зачЬмъ вы примЬшали тутъ?.. Онъ пер
вый возвЬстилъ людями учете свободы, равен
ства и братства, и мученичествомъ запечатлЬлъ,
утвердили истину своего учены. И оно только
до тЬхъ поръ было спасенымъ людей, пока не
организовалось въ церковь и не приняло за
основаны принципа ортодоксы... Но смыслъ
Христова слова открыть философскими движе-
нымъ прошлаго вЬка. И вотъ почему какой-
нибудь Вольтеръ, орудымъ насмЬшки погасив
ши въ ЕвропЬ костры фанатизма и невЬжества,
конечно, болЬе сынъ Христа, плоть отъ плоти
его и кость отъ костей его, нежели всЬ ваши
попы, архыреи, митрополиты и патрырхи, во
сточные и западные. Неужели вы этого не
знаете! А вЬдь это не новость теперь для вся-
каго гимназиста. А потому, неужели вы, авторъ
Ревизора и Мертвыхъ Душъ, неужели вы ис
кренно, отъ души пропЬли гимнъ.... русскому
духовенству, поставили его неизмЬримо выше
духовенства католическаго? Положпмъ, вы не
знаете, что второе было когда-то чЬмъ-то, между
тЬмъ какъ первое никогда ничЬмъ не было,
кромЬ какъ слугою и рабомъ свЬтской власти.
Но неужели же вы не знаете, что наше духо
венство находится во всеобщомъ презрЬнш у
русскаго общества и русскаго народа? По-ва
шему русстй народъ самый релипозный въ