Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  710 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 710 / 734 Next Page
Page Background

645

646

IV. П Р И Д О Ж Е Н I Е.

рыхъ ни вы, ни я не видали самаго большого

числа, и которые, въ свою очередь, тоже не

видали васъ. Я не въ состоянш дать вамъ ни

малЬйшаго понятая о томъ негодованш, которое

возбудила ваша книга во всЬхъ благородныхъ

-сердцахъ, ни о тЬхъ вопляхъ дикой ра юсти,

которые издали при появленш ея всЬ враги

ваши и нелитературные (Чичиковы, Ноздревы,

городничы и т. д.), и литературные, которыхъ

имена хорошо вамъ известны. Вы видите сами,

что отъ вашей книги отступились даже люди,

повидимому, одного духа съ ея духомъ. Если

бы она и была написана вслЬдствы глубокаго,

искренняго убЬждены, и тогда бы она должна

была произвести на публику то лее впечатли­

т е . И если ее приняли всЬ (за исклгочешемъ

немвогихъ людей, которыхъ надо видЬть и

знать, чтобы не обрадоваться ихъ одобренио)

за хитрую, но черезчуръ нецеремонную про-

дЬлку, для достижены небеснымъ путемъ чисто

земной цЬли,—въ этомъ виноваты только вы,

и это нисколько неудивительно; а удивительно

то, что вы находите это удивительнымъ. Я ду­

маю, это отъ того, что вы глубоко знаете Россш

только какъ художникъ, а не какъ мыслянцй

человЬкъ, роль котораго вы такъ неудачно

приняли на себя въ вашей фантастической книгЬ.

И это не потому, чтобы вы не были мыслящимъ

человЬкомъ, а потому, что вы столько уже лЬтъ

привыкли смотрЬть на Россш изъ вашего пре-

краснаго далека; а вЬдь известно, что ничего

нЬтъ легче, какъ издалека видЬть предметы

такими, какими намъ хочется ихъ вид'Ьть, по­

тому что въ этомъ прекрасномъ далекЬ вы

живете совершенно чуждымъ ему, въ самомъ

себЬ, внутри себя, или въ однообразш кружка,

одинаково съ вами настроеннаго и безеильнаго

противиться вашему на него влынш. Поэтому

вы не замЬтите, что Россш видитъ свое спа­

с е т е не въ мистицизмЬ, не въ аскетизмЬ, не

въ пштизмЬ, а въ уснЬхахъ цивилизацш, про-

свЬщены, гуманности. Ей нужны не проповЬди,

довольно она слышала ихъ, а пробуждены въ

народЬ чувства человЬческаго достоинства,

столько вЬковъ попираемаго въ грязи и навозЬ;

права и законы, сообразные не съ ученымъ

церкви, а съ здравымъ смысломъ и справедли­

востью, и строгое, по возможности, ихъ испол­

нены. А вмЬсто этого она представляетъ собою

ужасное зрЬлище страны, гдЬ люди торгуютъ

людьми, не имЬя на это и того оправданы, ка-

кимъ лукаво пользуются Американскы план­

таторы, утверждая, что негръ—не человЬкъ;

страны, гдЬ люди сами себя называютъ не име­

нами, а кличками: Ваньками, Васьками, Степ­

ками, Палашками; страны, гдЬ нЬтъ не только

никакихъ гарантай для личности, чести и соб­

ственности, но нЬтъ даже и полицейскаго по­

рядка, а есть только огромный корпорацш раз-

ныхъ служебныхъ воровъ и грабителей. Самые

живые, современные нацюнальные вопросы въ

Россш теперь: уничтожены крЬпостного права,

ослаблены тЬлеснаго наказаны, введены, по

возможности, строгаго исполнены хотя тЬхъ

законовъ, которые уже есть. Это чувствуетъ

даже само правительство (которое хорошо зна-

•етъ, что дЬлаютъ помЬщики со своими крестья­

нами, и сколько послЬдте ежегодно рЬжутъ

первыхъ), что доказывается его робкими и без-

плодными полумЬрами въ пользу бЬлыхъ не-

гровъ и комическимъ замЬненымъ однохвост-

наго кнута трехвостною плетью. Вотъ вопросы,

которыми тревожно занята Россы въ ея апа-

тическомъ полуснЬ. И въ это-то время вели-

т й писатель, который своими дивно художе­

ственными, глубоко истинными твореными такъ

могущественно содЬйствовалъ самознанпо Рос­

сш, давши ей возможность взглянуть на самое

себя, какъ будто въ зеркалЬ,—является съ кни­

гою, въ которой, во имя Христа и церкви, учитъ

варвара - помЬщика наживать отъ крестьянъ

больше денегъ, ругая ихъ неумытыми рылами...

И это ли не должно было привести меня въ

негодованы?..

„Да если бы вы обнаружили покушете на

мою жизнь, и тогда бы я не болЬе вознонави-

дЬлъ васъ, какъ за эти дозорныя строки. И

послЬ этого вы хотите, чтобы вЬрили искрен­

ности направлены вашей книги. НЬтъ, если бы

вы дЬйствительно преисполнились истиною Хри­

стовою, а не дьяволовыми ученьемъ, совсЬмъ

не то написали бы вашему агенту изъ помЬ-

щиковъ. Вы написали бы ему, что такъ какъ

его крестьяне его братья о ХристЬ, и какъ братъ

не можетъ быть рабомъ своего брата, то онъ и

долженъ или дать ему свободу, или хотя по

крайней мЬрЬ пользоваться трудами крестьянъ

какъ можно льготнЬе для нихъ, сознавая себя

въ ложномъ въ отношены къ нимъ положены.

А выражены: „ахъ ты неумытое рыло?“ Да у

какого Ноздрева, у какого Собакевича подслу­

шали вы его, чтобы передать мфу, какъ вели­

кое открыты въ пользу и назидаше мужиковъ,

которые и безъ того потому и не умываются,

что, повЬривъ своими барамъ, себя не считаютъ

за людей? А ваше поняты о нацюнальномъ

русскомъ судЬ и расправь, идеалъ котораго

нашли вы въ словахъ глупой бабы въ повЬсти

Пушкина, и по разуму которой должно пороть

и праваго, и виноватаго? Да это и такъ дЬла-

ется у насъ въ частую, хотя чаще всего порютъ

только праваго, если ему нечЬмъ откупиться

отъ преступлены—быть безъ вины виноватыми?

И такая-то книга могла быть результатомъ

труднаго внутренняго процесса, высокаго ду-

ховнаго просвЬщены? Не можетъ быть! Или вы

больны—и вамъ надо спЬшить лЬчиться, или...

не смЬю досказать своей мысли.

„ПроповЬдникъ кнута, апостолъ невЬжества,

поборникъ обскурантизма и мракобЬсы, пане-

гиристъ татарскихъ нравовъ, что вы дЬлаете?

Взгляните себЬ поди ноги, вЬдь вы стоите надъ

бездною!.. Что вы подобное учете опираете на

православную церковь, это еще понимаю!.. Хри-

ста-то зачЬмъ вы примЬшали тутъ?.. Онъ пер­

вый возвЬстилъ людями учете свободы, равен­

ства и братства, и мученичествомъ запечатлЬлъ,

утвердили истину своего учены. И оно только

до тЬхъ поръ было спасенымъ людей, пока не

организовалось въ церковь и не приняло за

основаны принципа ортодоксы... Но смыслъ

Христова слова открыть философскими движе-

нымъ прошлаго вЬка. И вотъ почему какой-

нибудь Вольтеръ, орудымъ насмЬшки погасив­

ши въ ЕвропЬ костры фанатизма и невЬжества,

конечно, болЬе сынъ Христа, плоть отъ плоти

его и кость отъ костей его, нежели всЬ ваши

попы, архыреи, митрополиты и патрырхи, во­

сточные и западные. Неужели вы этого не

знаете! А вЬдь это не новость теперь для вся-

каго гимназиста. А потому, неужели вы, авторъ

Ревизора и Мертвыхъ Душъ, неужели вы ис­

кренно, отъ души пропЬли гимнъ.... русскому

духовенству, поставили его неизмЬримо выше

духовенства католическаго? Положпмъ, вы не

знаете, что второе было когда-то чЬмъ-то, между

тЬмъ какъ первое никогда ничЬмъ не было,

кромЬ какъ слугою и рабомъ свЬтской власти.

Но неужели же вы не знаете, что наше духо­

венство находится во всеобщомъ презрЬнш у

русскаго общества и русскаго народа? По-ва­

шему русстй народъ самый релипозный въ