Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  622 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 622 / 734 Next Page
Page Background

469

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

470

зовъ Охотника», но это такой же мастерской

физюлогичесюй очеркъ характера чисто рус-

скаго, и при томъ съ московскимъ оттЕнкомъ.

Въ немъ талантъ автора выказался съ та­

кой же полнотой, какъ и въ лучшихъ изъ

«Разсказовъ Охотника».

Не можемъ не упомянуть о необыкно-

венномъ мастерства Тургенева изображать

картины русской природы. Онъ любить

природу не какъ диллетантъ, а какъ ар­

тиста, и потому никогда не старается изо­

бражать ее только въ поэтическихъ ея ви-

дахъ, но беретъ ее, какъ она ему пред­

ставляется. Его картины всегда вЕрны, вы

всегда узнаете въ нихъ нашу родную, рус­

скую природу...

Григоровичи посвятили свой таланта

исключительно изображение

жизни

низшихъ

классовъ народа. Въ его талантЕ тоже

много аналогш съ талантомъ Даля. Онъ

также постоянно держится на почвЕ хо­

рошо известной и изученной ими дей­

ствительности; но

его два послЕдше

опыта— »Деревня» и въ особенности «Ан-

тонъ-Горемыка»— идута гораздо дальше

фнзюлогическихъ очерковъ. «Антонъ-Го-

ремыка» — больше, чЕмъ повесть: это

романъ, въ которомъ все верно основной

идее, все относится къ ней, завязка и раз­

вязка свободно выходята изъ самой сущ­

ности дела. Несмотря на то, что внешняя

сторона разсказа вся вертится на пропаже

мужицкой лошаденки; несмотря на то, что

Антони — мужики простой, вовсе не изъ

бойкихъ и хитрыхъ, онъ—лицо трагическое

въ полномъ значеши этого слова. Эта по­

весть трогательная, по прочтенш которой

въ голову невольно теснятся мысли груст­

ный и важный. Желаемъ ота всей души,

чтобы Григоровичи продолжали итти по

этой дороге, на которой отъ его таланта

можно ожидать такъ многаго... И пусть

онъ не смущается бранью хулителей: эти

господа полезны и необходимы для вернаго

опредЕлешя объема таланта: чемъ большая

ихъ стая бЕжитъ вследъ успеха, теми, зна­

чить, успЕхъ огромнее...

Въ последней книжке «Современника»

за прошлый годъ была напечатана «По-

линька Саксъ», повесть Дружинина, лица

совершенно новаго въ русской литературе.

Многое въ этой повести отзывается незре­

лостью мысли, преувеличешемъ, лицо Сакса

немножко идеально; несмотря на то, въ по­

вести такъ много истины, такъ много ду­

шевной теплоты и вернаго, сознательнаго

понимашя действительности, такъ много

самобытности,

что повесть тотчасъ же

обратила на себя общее внимаше. Особен­

но хорошо въ ней выдержанъ характеръ

героини повести; видно, что авторъ хорошо

знаетъ русскую женщину. Вторая повесть

Дружинина, появившаяся въ нынешнемъ

году, подтверждаетъ поданное первой по­

вестью мнЕше о самостоятельности таланта

автора и позволяетъ многаго ожидать ота

него въ будущемъ.

Къ замёчательнЕйшимъ повестямъ прош­

лаго года принадлежитъ «Павелъ Але­

ксеевичи Игривой», повесть Даля («Отече-

ственныя Записки»). Карлъ Ивановичи Го­

нобобель и ротмистръ Шилохвастовъ, какъ

характеры, какъ типы, принадлежать къ

самыми мастерскими очерками пера автора.

Впрочемъ, всё лица въ этой повёсти очер­

чены прекрасно, особенно дражайппе роди­

тели Любоньки; но молодой Гонобобель и

другъ его Шилохвастовъ—создашя гентль-

ныя. Это типы довольно знакомые многими

по действительности, но искусство еще въ

первый разъ воспользовалось ими и пере­

дало ихъ на прштное знакомство всему мщу.

Повесть эта нравится не однеми подроб­

ностями и частностями, какъ все болышя

повести Даля; она п о ч т и выдержана въ

цЕломъ, какъ повесть. Говоримъ почти, по­

тому что трагическое для героя повести

еобьте производить на читателя впечатлЕ-

яш чего-то неожидавнаго и непонятнаго.

Человеки такъ любили женщину, столько

дГладъ для нея; она, повидимому, такъ лю­

била его; безпутный мужъ ея умеръ; другъ

спешить за границу на свидаше съ ней,

окрыленный надеждами любви, и видитъ

ее замужемъ за другими. ДЕло въ томъ,

что авторъ не хотйлъ окрасить своего раз­

сказа тЕмь колоритомъ, по которому чита­

тель видЕлъ бы естественность такой раз­

вязки. Игривый—человЕкь комически роб-

кШ и стыдливый, почему и дозволили двумъ

негодяями изъ руки вырвать у него не-

вЕсту. Во время страдашй ея супружеской

жизни онъ вели себя въ отношенш къ ней

какъ деликатнейший и благороднЕйшШ че-

ловЕкъ, но нисколько какъ любовники; от­

того ея оробЕвшее, запуганное чувство къ

нему скоро обратилось въ благодарность,

уважеше, удивлеше, наконецъ, въ благого-

вЕше; она видЕла въ немъ друга, брата,

отца, воплощенную добродЕтель, и уже по

тому самому не видЕла въ немъ любовника.

ПослЕ этого развязка понятна, равно какъ

и то, что Игривый на всю остальную жизнь

свою сдЕлался какимъ-то помЕшаннымъ шу-

томъ.

Въ «БиблютекЕ для Чтешя» прошлаго

года тянулись «Приключенш, почерпнутый

изъ моря житейскаго», Вельтмана, кончив-

пняся во второй книжке этого журнала на

нынЕшшй годъ. Такъ какъ этотъ романъ

начался, кажется, въ 1846 г., то мы о немъ

уже имЕли случай говорить. И потому снова