IV .
Т Е А Т Р Ъ .
РУССКИ! ТЕАТРЪ НЪ ПЕТЕРБУРГЕ.
Женитьба.
Оригинальная, комеды въ двухъ дгъй-
ствыхъ, сочинете Н. В Гоголя
(автора „Ре
визора“).
Въ ожиданш выхода нолнаго собрапш со-
чиненгй Гоголя скажемъ здесь несколько
словъ о характерахъ въ новой комедш его
«Женитьба». П о д к о л е с и н ъ —не просто
вялый и нерешительный человйкъ съ слабой
волей, которымъ можетъ в ся тй управлять:
его нерешительность преимущественно выка
зывается въ вопросе о женитьбе. Ему страхъ
какъ хочется жениться, но приступить къ
дйлу онъ не въ силахъ. Пока вопросъ идетъ о
намеренна, Подколесинъ решителенъ до геро
изма; но чуть коснулось исполнешя—онъ тру
сить. Это недугъ, который знакомь слишкомъ
многимъ людямъ, поумнее и пообразован
нее Подколесина. Въ характере Подколесина
авторъ подметилъ и выразилъ черту общую,
следовательно, идею. Подколесинъ покоряет
ся одному Кочкареву, потому что тотъ на-
халъ, которому не уступить —значить ре
шиться на исторщ, конечно, не опасную, но
зато неприличную, а одно стбитъ другого.
К о ч к а р е в ъ —добрый и пустой малый, на-
халъ и разбитная голова. Онъ скоро знако
мится, скоро дружится и сейчасъ на
ты.
Горе тому, кто удостоится его дружбы! Коч-
каревъ переставить у него по-своему ме
бель въ комнате, да еще будетъ ругать, если
тотъ не усердно будетъ помогать ему распо
ряжаться въ своемъ доме. Кочкаревъ навя-
жетъ другу своего портного, своего сапож
ника не потому, чтобъ убежденъ былъ въ
ихъ превосходстве, а для того только, чтобъ
сказать: «я рекомендовадъ». Кочкаревъ хо-
четъ, чтобъ все, шло и делалось черезъ
него, и чтобъ все говорили: «этотъ чело-
вйхъ на вей руки». Для этого онъ готовь
хлопотать, биться до пота лица, перенести,
что угодно. Другъ его сбирается купить домъ:
у Кочкарева ужъ есть на примете домъ—
отличнейппй во всЬхъ отнотешяхъ, именно
такой, какой иуженъ его другу: онъ самъ,
правду сказать, и не былъ въ этомъ доме,
но готовь сейчасъ же расписать расположе-
iiie его комнат ь, доказать его удобство, вы
годность, побожиться за достоинство каждой
половицы, каждаго стропила. Если другъ не
захочетъ смотреть этого дома, онъ лотапщтъ
его, будетъ упрашивать, умолять, а въ слу
чае решительнаго отказа—разссорится еъ
другомъ по-своему: назоветъ его и <свиньей»,
и «подлецомъ». Первыя слова его свахе,
которую засталъ онъ у Подколесина, были:
«Ну, послушай, на кой чортъ ты меня же
нила?» Изъ этого видно уже, что женитьба
пе очень осчастливила его, и что не ему
бы хлопотать о женитьбе другихъ. Но не
тутъ-то было: провйдавъ о чужомъ дйле, онъ
уже похожъ на гончую собаку, ночуявшую
зайца; чтобъ похлопотать, онъ описываетъ
женитьбу самыми обольстительными краска
ми, кашя только можетъ ему дать его гру
бая фантазш. И потому, если актеръ, вы
полнявший роль Кочкарева, услышавъ о на-
мЕреши Подколесина жениться, одйлаетъ
значительную мину, какъ человйкъ, у кото-
раго есть какая-то цель,—-то онъ испортить
всю роль съ самаго начала. Въ ко*нце пьесы
Кочкаревъ, взбесившись на Подколесина,
самъ говорить: «Да если ужъ пошло на
правду, то и я хорошъ. Ну, скажите, пожа
луйста, вотъ я на всйхъ сошлюсь: ну, не
олухъ ли я, не глупъ ли я? Изъ чего бьюсь,
кричу, инда горло пересохло? Скажите, что
онъ мне? родня, что ли? И что я ему такое—
нянька, тетка, свекруха, кума, что ли? Изъ
какого же дьявола, изъ чего я хлопочу о
немъ, не знаю себе покою, нелегкая при
брала бы его совсемъ?—просто чортъ знаетъ
изъ чего! поди ты, спроси иной разъ чело
века, изъ чего онъ что-нибудь делаетъ!»
Въ этихъ словахъ—вся тайна характера
Кочкарева.—Ж е в а к и н ъ—не кривляка, не
шутъ: это старый селадонъ, а потому и ще
голь, несмотря на свой старинный мундиръ.
Куда бы ни занесла его судьба—хоть въ
Китай, не только въ Сицилпо,—онъ везде
заметить одно только: «розанчики эташе».
Кроме «розанчиковъ» для него ничто на
свете не существуетъ.—А н у ч к и н ъ —че-
ловекъ, живущШ и бредящШ однимъ—выс-