Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  378 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 378 / 734 Next Page
Page Background

Т47

ООЧВНЕНТН в.

г.

бьлинскаго

.

748

Шекспира. Шиллеръ писалъ однй драмы и

не писалъ комедгй: ОбодовсюйДтоже пигаетъ

однй драмы и не пишетъ комедШ. Полевой

началъ свое драматическое поприще подра-

жашемъ «Гамлету» Шекспира; Ободовстй

началъ свое драматическое поприще пере-

водомъ «Допа Карлоса» Шиллера. Подобно

Шекспиру, Полевой началъ свое драмати­

ческое поприще уже въ лйтахъ зрйлаго

мужества, а до тйхъ поръ, подобно Шекспи­

ру, съ успйхомъ упражнялся въ разныхъ

родахъ искусства, свойственныхъ незрелой

юности, и, подобно Шекспиру, началъ свое

литературное поприще нисколькими лири­

ческими пьесами, о которыхъ въ свое время

извйстилъ российскую публику Свиньинъ.

Ободовстй, подобно Шиллеру, началъ свое

драматическое поприще въ лйта пылкой

юности. Намъ возразятъ, можетъ быть, что

Шекспиръ не прибйгалъ къ балетнымъ

сденамъ, и Шиллеръ не заставлялъ плясать

своихъ героевъ; такъ: но вйдь нельзя же

ни въ чемъ найти совершеннаго сходства;

при томъ же балетныя сцены и пляски

можно можно отнести скорее къ усовершен-

ствованш новййшаго драматическаго искус­

ства на сценй Александринскаго театра,

чймъ къ недостаткамъ его. Послй Шекспи­

ра и Шиллера драматическое искусство

должно же было подвинуться впередъ,—и

оно подвинулось: въ драмахъ Полевого, съ

приличной важностью менуэтной выступки,

а въ драмахъ Ободовскаго, съ дробной бы­

стротой малорошйскаго трепака,—въ чемъ

сверхъ того выразились и степенный лйта

перваго сочинителя, и порывистая юность

второго. Что же касается до несходствъ,—

ихъ можно найти и еще нисколько. Шек­

спиръ началъ свое поприще несчастно:

Полевой счастливо; Шекспиръ не обольщал­

ся своей славой и смотрйлъ на нее съ

улыбкой горькаго британскаго юмора: Поле­

вой вполнй умйетъ цйнить пожатые имъ

на сценй Александринскаго театра лавры.

Шиллеръ былъ гонимъ въ юности и ува-

жаемъ въ лйта мужества: Ободовсюй былъ

ласкаемъ и уважаемъ со дня вступлешя

своего на драматическое поприще, и т. д.

Если бы не усердае и трудолюбие этихъ

достойныхъ драматурговъ, — русская сцена

пала бы совершенно, за неимйшемъ драма­

тической литературы. Теперь она только и

держится, что Полевымъ и Ободовскимъ,

которыхъ поэтому можно назвать русскими

драматическими Атлантами. Обыкновенно

они дййствуютъ такъ: когда сцена исто­

щится, они пишутъ новую пьесу, и пьеса

эта дается разъ пятьдесятъ сряду, а потомъ

уже совсймъ не дается. Такъ недавно тй-

птшгъ Ободовстй публику Александринскаго

театра своей безподобной драмой «Русская

Боярыня XVII столйтш»; такъ недавно тй-

шилъ Полевой публику Александринскаго

театра «Еленой Глинской», а на прошлой

масляницй потйшалъ ее «Ломоносовымъ»,

который былъ даяъ ровно девятнадцать

разъ, и который уже едва ли данъ будетъ

въ двадцатый разъ. Сама «Северная Пчела»

(зри 35 №) выразилась о.бъ этомъ такъ:

«Дайте десять разъ сряду пьесу, и она уже

старая! Вей ее видйли, вей наслаждались

ею, и занимательность пропала. А пусть бы

играли ту же пьесу два раза въ недйлю,

она была бы свйжа въ течете года. Вотъ

придетъ масляница, и къ посту пьеса пре­

вратится въ Демьянову уху. * Полно, правда

ли это? Намъ кажется, что для такой пьесы,

какъ «Ломоносовъ», очень выгодно быть

представленной девятнадцать разъ въ продол-

жеше двадцати дней, по пословиц!;: куй

желйзо, пока горячо. Что изящно, то всегда

интересно, и занимательность хорошей пьесы

не можетъ пропасть ни съ того, ни съ сего.

«Горе отъ ума* и «Ревизоръ» и теперь

даются, и всегда будутъ даваться. А «Ломо-

носовъ» и К0 пошумятъ, пошумятъ недйли

цвй-три, да и умрутъ скоропостижно, про-

падутъ безъ вйсти.

Ксенофонтъ Полевой сдйлалъ изъ жизни

Ломоносова нйчто среднее между повйстью

и Оюграфтй. Онъ вйрно придерживался тйхъ

немногихъ и главныхъ фактовъ жизни Ломо­

носова, которые дошли до нашего времени,

вйрно держался духа, разлитаго въ творе-

ншхъ Ломоносова, и очень искусно замй-

стилъ пробелы въ жизни Ломоносова воз­

можными и вероятными раепространешями

и вымыслами, которые не противорйчатъ

ни извйстнымъ фактамъ. жизни, ни духу

творетй Ломоносова. Такимъ образомъ у

Е. Полевого вышла книга, искусно изло­

женная. Н. Полевой, соревиуюшдй веймъ

прошедшимъ успйхамъ, отъ водевиля Абле-

симова, драмъ Иванова и Ильина, до много-

численныхъ драматическихъ опытовъ князя

Шаховского, поревновалъ и успйху брата

своего, К. Полевого,—и изъ хорошей книги

выкроилъ плохую драму, въ которой, ради

драматической шумихи дурного тона и тре-

скучихъ эффектовъ, нарушилъ историческую

истину и изъ характера отца русской уче­

ности и литературы сдйлалъ жалкую кари­

катуру. Жизнь Ломоносова нисколько не

драматическая, и К. Полевой очень хорошо

поступать, сдйлавъ изъ нея нйчто среднее

между бшграфтй и повйстью. Ломоносовъ

былъ человйкъ съ душой поэтической; мы

охотно допускаемъ въ немъ и талантъ

поэтичестй; но кому же не извйстно, что

наука была преобладающей страстью его, и

что заслуги его въ области науки не­

сравненно значительнйе и выше, чймъ въ