Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  374 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 374 / 734 Next Page
Page Background

III. ЖУРИДДЬННЯ ВСЯЧИНД.

Литературный заяцъ.

Можно бы написать большую книгу объ

авторскомъ самолюбш вообще и о сочинитель -

скомъ самолюбш въ особенности. Первому

бываютъ подвержены люди еъ талантомъ;

второму— посредственность и бездарность. В ь

обоихъ случаяхъ это страсть— источникъ ве-

личайшихъ страданий для одержимыхъ ею.

Впрочемъ, талантъ, какъ бы ни былъ болез­

ненно раздражителенъ, всегда готЬеть свои

минуты торжества, который по возможности

ослабляютъ едкую силу страдашя оть неудачъ

или отъ несправедливыхъ-приговоровъ, вну-

шаемыхъ пристрасиемъ и невежествомъ. Но

когда бездарный человекъ, одержимый бе-

сомъ сочинительства, въ то же время испол-

ненъ раздражительнаго самолюбш, которое,

будучи въ заговоре съ его безвкугаемъ и

невежествомъ, убеждаетъ его въ томъ, что

его произведена превосходны и единодушно

порицаются всеми только по недоброжела­

тельству, зависти и ослЬплетю: тогда взору

наблюдателя представляется явлете, столько

же жалкое и страшное внутри, сколько смеш­

ное и комическое снаружи. Подобный явле-

шя подлежатъ изследованш и психолога, и

врача. Задорный писака— истинный муче-

никъ; онъ не знаетъ покоя ни днемъ, ни

ночью, и вездб, во всемъ видитъ злыя про -

тивъ него намерешя. Вы сказали при немъ,

что не любите читать,— онъ обиделся; дру-'

гой сказалъ при немъ, что не хотЬлъ бы

быть литераторомъ,— онъ обиделся; третей

сказалъ при немъ, что не любитъ романовъ

и повестей,— онъ . обиделся; четвертый по-

хвалилъ при немъ какое-нибудь новое про­

изведете (не его, разумеется),— онъ оби­

делся... Несчастный, его мучитъ всякщ чу­

жой успехъ, его терзаетъ ноявлеше всякаго

замечательнаго таланта; онъ ревнуешь даже

славе первоклассныхъ европейскихъпо еговъ!..

А въ «своей литературе» онц играетъ роль

з а й ц а , котораго всё травятъ изъ одного

удовольетвш травить. Выйдетъ плохое сочи-

ненш, совсемъ не имъ написанное: его срав -

ниваюгъ съ тен ь или съ другимъ изъ его

сочинешй. Имя его вечно, кстати и некстати,

подътиеромъ рецензентовъ. То онъ издаетъ

сочинеше за сочинешемъ, то на время при-

молкаетъ, выжидаетъ,— и вдругъ, думая, что

все забыли его старые грехи, смешитъ жур­

налы и публику издашемъ новаго жалкаго

детища своей бедненькой фантазш. Видя, что

всехъ не задобришь, онъ выбираеть одинъ

изъ наиболее насмехавшихся надъ нимъ

журналовъ— и начинаетъ льстить ему не­

кстати въ своихъ сочиненшхъ; но неумоли­

мый журналъ тймъ больше издевается надъ

нимъ... Что делать? Веднякъ решается самъ

сделаться критиканомъ и рецензентомъ. «Ме­

ня бранили,— говорить онъ:— буду же и я

бранить другихъ.» Но ему въ то же время

хочется казаться безпристраетнымъ, и онъ

считаетъ долгомъ своимъ хоть что-нибудь

похвалить во всякой вздорной книжонкё.

Впрочемъ, по сочувствш бездарности, онъ

хвалить только одно посредственное, ни­

чтожное, и охуждаетъ только гетальное и та­

лантливое, да ужъ разве что-нибудь очень

безснысленное и безграмотное. Но онъ оху­

ждаетъ съ «легкой ирошей», а въ самомъ де­

ле сонно, вяло, плоско, съ беззубыми остро­

тами и пошлыми шуточками. Однако жъ и

это ему не удается. РецензШ его не прини­

маешь ни одинъ журналъ; онъ издаетъ ихъ

отдельными тетрадками, который доставляютъ

{обильную пищу насмешливости журналовъ,

а сами но идутъ, не раскупаются... 'ёудакомъ

овладеваешь отчаяше: изъ полемическаго ры­

царя псчальнаго образа онъ становится по-

лемическимъ O rlando Fu rio so . Ему остается

одно: найти прштъ въ какомъ-нибудь изда­

л и . Наконецъ —о радость! издатель какого-

нибудь литературнаго сора, видя въ нашемъ

зайце большой полемачесшй задорь, предла-

гаетъ ему безвозмездно трудиться въ ево-

емъ изданш. Несчастный заяцъ радъ и самъ

платить последтя деньжонки, чгобъ только

печатали его статейки, даромъ же онъ го ­

товь работать съ плеча день и ночь. Изда­

тель тоже радъ ему: онъ употребляетъ его