Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  380 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 380 / 734 Next Page
Page Background

7 5 1

СОЧИНЕНШ В. Г. БЪЛИНСКАГО.

7 5 2

къ ея дочери, просить ея руки. Какъ все

это старо, пошло и приторно! Въ третьемъ

акте Ломоносовъ презираетъ Вольфа, не хо­

дить къ нему на лекщи, терпитъ нужду и

говорить фразы. Пришедши разъ домой, онъ

видитъ, что жена его спить у колыбели

дочери, горестно задумывается, цфлуетъ дочь,

становится на колени, чвтаетъ молитву и,

разыгравъ эту менуэтную сцену, уходить въ

Росспо. Эпизодъ завербовашя въ третьемъ

акте лишенъ всякой правдоподобности, вся­

кой исторической истины и всякаго смысла.

Въ четвертомъ акте Полевой хотели изобра­

зить въ лице Ломоносова отношеше поэта

къ людямъ; людей онъ действительно пред-

ставилъ довольно полными, но въ Ломоно­

сове показали не поэта, не ученаго, а ка-

когс-то брюзгу, который на словахъ города

беретъ, а на деле малодушенъ и слабохарак-

теренъ, какъ плаксивый ребенокъ. Въ пятомъ

акте, Полевой ноказываетъ намъ большой

светъ; вотъ это ужъ совсемъ напрасно! Его

большой светъ похожи на пирушку подгу-

лявшихъ сочинителей средней руки, которые

подъ хмелькомъ мирятся после своихъ гряз-

ныхъ ссоръ, обнимаются, целуются назы-

ваютъ другъ друга «почтеннейшими» и даже

пляшутъ въ присядку, додогнувъ свои мело­

драматически колени. Кстати: на вельмо-

жескомъ бале, изображенному чудной кистью

Полевого, пляшетъ Тредьяковсшй, подъ на-

певъ глупыхъ стиховъ своихъ. Что даже и

вельможи стараго времени любили иногда

потешиться учеными народомъ, который по

большей части были горькими пьяницей и

добровольными шутомъ,—это фактъ; но что­

бы у вельможи на бале моги плясать въ

присядку Тредьяковсшй,—это, вероятно, при-

надлежитъ къ поэтическому вымыслу Поле­

вого. Но нападки на Полевого некоторыхъ

лигераторовъ за Тредьяковскаго совершенно

несправедливы. Мы помнимъ, что за это на­

падала на Лажечникова и «Библиотека для

Чтенш», а въ драме Полевого характеръ

Тредьяковскаго есть повторена созданнаго

Лажечниковыми характера Тредьяковскаго въ

«Ледяномъ Доме». Говорить, что Тредьяков-

сшй могъ писать плохие стихи и все-таки

быть порядочными человекомъ. Не знаемъ,

такъ ли это, но вотъ анекдотъ о Тредьяков-

скомъ изъ записокъ Пушкина:

„Тредьяковсшй цришелъ однажды жаловаться

Шувалову на Сумарокова. „Ваше высокопре­

восходительство! Меня Алексаидръ Петровичи

такъ ударили въ правую щеку, чтоонадосихъ

иоръ у меня болитъ“. „Какъ же, братецъ? отве­

чали ему Шуваловъ: у тебя болитъ правая

щека, а ты держишься за л-Ьвую?“—Ахъ, В. В.,

вы имЪете резонъ“, отвечали ему Тредьяков­

сшй и перенеси руку на другую сторону. Тредья­

ковскому не разъ случалось быть битыми. Въ

дЪл'Ь Волынскаго сказано, что сей однажды въ

какой-то праздники потребовали оду у при-

дворнаго шиты Васшпя Тредьяковскаго; но ода

была не готова, и пылшй статсъ-секретарь на­

казали тростью оплошнаго стихотворца.“

Хороши ¿порядочный человеки! Ская{утъ:

то было такое время! Однако жъ въ такое

же время Ломоносовъ писали къ Шувалову,

хотевшему помирить его съ Сумароковыми:

«Я, ваше высокопревосходительство, не только

у вельможъ, но ниже у Господа моего Бога

дуракомъ быть не хочу.»

Игроки.

Оригинальная ко.ивдья въ одномъ дуъй-

ствги. Соч. Гоголя.

Драматичесше опыты Гоголя представляютъ

собою какое-то исключительное явлеше въ

русской литературе. Еслп не принимать въ

соображение комедщ Фонвизина, бывгаш въ

свое время исключительными явлешемъ, и

«Горе отъ Ума», тоже бывшее исключитель­

ными явлешемъ въ свое время,—драмати­

чесше опыты Гоголя среди драматической

русской поэзш съ 1835 г. до настоящей

минуты—это Чимборазо среди низменныхъ,

болотистыхъ мести, зеленый и роскошный

оазисъ среди песчаныхъ степей Африки.

После повестей Гоголя съ удовольствшмъ

читаются повести и некоторыхъ другихъ

писателей; но после драматическихъ пьесъ

Гоголя ничего нельзя ни читать, ни смо­

треть на театре. И между теми только одинъ

«Ревизоръ» имели огромный успехи, «Же­

нитьба» и «Игроки» были приняты или

холодпо, или даже съ ненршзнью. Не трудно

угадать причину этого явленш: литература

наша хотя и медленно, но все же ндетъ

впереди, а театръ давно уже остановился

на одномъ месте. Публика читающая и пу­

блика театральная—это две совершенно раз­

личный публики, ибо театръ иосетцаютъ и

тате люди, которые ничего не читаютъ и

лишены всякаго, образованш. У Александрин-

скаго театра своя публика, съ собственной

физшномшй, съ особенными гюнятшми, тре-

бованшми, взглядомъ на вещи. Успехи пьесы

состоитъ въ вызове автора, и въ этомъ от-

ношенш не уопеваютъ только пли ужъ че-

резчуръ безсмысленныя и скучныя пьесы,

или ужъ слишкомъ выеокш создашя искус­

ства. Следовательно, ничего нетъ легче, какъ

быть вызванными въ Александринскомъ те­

атр е ,— и .действительно, тамъ вызовы и

громки, и многократны: почти каждое пред-

ставлеше вызываютъ автора, а иного по два,

по три, по пяти и по десяти разъ. Изъ этого

видно, каше патриархальные нравы цар-

ствуютъ въ,большей части публики Алекеан-

дринскаго театра! За границей вызови бы-

ваетъ наградой подвига и иризнакомъ нео­

жиданно гвликаго успеха,—то же, чт5 трь

умфъ для .эимскаго полководца. Въ Адексан-