Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  379 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 379 / 734 Next Page
Page Background

749

IV.

Т Е А Т Р Ъ.

750

области поэзш и краснор'Ьчщ? Полевой, не

р шь печатио говорившей, что Ломоносов ь—

не поэтъ, сдЬлалъ въ своей драме Ломоно­

сова по преимуществу поэтомъ и на его

поэтическомъ стремленш основалъ паеось

своей драмы. Какъ вамъ покажется эго

противореча критика съ поэтомъ (ибо По­

левой, не шутя, считаетъ себя поэтомъ)?

Но это противореча не единственное: По­

левой въ продолжена почти десятилЬтняго

издатя своего «Телеграфа» постоянно и съ

какимъ-то ожесточеяымъ преследовали дра­

матически труды князя Шаховского, а те­

перь самъ неутомимо подвизается на его

поприщй, и при томъ въ томъ же духе,

въ техъ же понятшхъ объ искусстве, толь-

.ко съ менынимъ талантомъ, нежели князь

Шаховской. И такихъ противореча между

Полевымъ, какъ бывшими крягикомъ, и

между Полевымъ, какъ теперешннмъ дйй-

ствователемъ на поприще изящной словес­

ности, можно найти много. Откуда же про­

исходить эти противореча, въ чемъ ихъ

источники, гдЬ ихъ причина? По нашему

мненш, эти противоречия суть нечто кажу­

щееся, въ самомъ же деле ихъ нетъ. Какъ

критякъ, Полевой не выше Полевого-рома-

ниста и драматурга. Критика Полевого отли­

чалась вкусомъ, остроумшмъ,

здравымъ

смысломъ, когда въ нее не вмешивались

пристрасте и оскорбленное сочинительское

самолюбы; но законы изящнаго, глубокий

смыслъ искусства всегда были и навсегда

остались тайной для критика Полевого.

Вотъ почему теперь нрштяее перечитывать

его рецензш, чемъ его критики, и вотъ по­

чему въ его критикахъ теперь уже не на­

ходить мыслей и даже не могутъ понять,

о чемъ въ нихъ толкуется, и видятъ въ

нихъ одни фразы и слова. Кто глубоко по­

нимаешь сущность искусства, тотъ благого­

вейно чтитъ искусство и никогда не решится

унижать его литературной деятельностью безъ

призваны, безъ таланта. Но положимъ, что мо­

гутъ иногда быть подобный нравственный

аномалы, и что человекъ, глубоко понимагощШ

искусство, можетъ иметь иногда слабость чув­

ствовать въ себе призваны, котораго ему не да­

но и видеть в ь себе талантъ, котораго въ

немъ нетъ, все же въ его нроизведешяхъ, какъ

бы ни были они холодны, сухи и скучны, бу­

дутъ видны его нонятш объ искусстве. Но дра­

мы Полевого--живое опровержение того, что

онъ писывали, бывало, о чужихъ драмахъ, а

критика его—решительное ауто-да-фе для его

драмъ. Нетъ, поверхностная критика Полевого

была зерномъ его теперешнихъ драмъ, и

между ею и ими нетъ большого .протаворечш.

Критакъ Полевой былъ моложе, следова­

тельно, жизее и сильнее нравственно; дра­

матурги Полевой—уже сочинитель, который

все для себя решили и определилъ, кото­

рому нечего больше узнавать, нечему больше

учиться; вотъ и вся разница...

И однако жъ основать драму жизни Ло­

моносова на исключительномъ стремленш къ

поэзш, понимая Ломоносова совсемъ не какъ

поэта,—это противореча уже не эстетике,

а разве здравому смыслу. Но что Полевой—

человекъ умный, въ этомъ никто не сомне­

вается, и мы уверены, что онъ самъ прежде

другихъ виделъ несообразность въ основной

идее своей «драматической повести». За-

чемъ же допустилъ онъ эту несообразность?

Очевидно, что здесь увлекла его непреодо­

лимая охота быть драматургомъ вопреки

призванно и способностями. Какъ умный

человекъ, онъ понималъ очень хорошо, что

нетъ никакой возможности заинтересовать -

толпу

}

идеей стремленш къ науке, и что

стремленымъ къ поэзш можно заинтересо­

вать толпу, хотя она и не понимаетъ, что

такое поэзш. Конечно, это показываетъ въ

сочинителе легкость и неглуб жость эсгетя-

ческихъ, ученыхъ и литературныхъ убежде­

ний. Кто за любовь, что за уважены къ ис­

кусству, если хлопанье, крика и вызовы

толпы могутъ ихъ ослаблять и уничтожать.

Когда идея, взятая въ основаны произве­

ден^, ложна сама въ себе, то н при таланте

автора произведете не можетъ быть удачно;

если же тутъ дело идетъ о сочинителе безъ

призвашя и способности, то изъ произведе­

ны выходитъ нелепость. Если эта нелепость

исполнена трескучихъ и грубыхъ эффектовъ

и выставляется на удивлены толпы, то она

можетъ иметь сильный, хотя и мгновенный

успехи...

Но мы отдалились отъ предмета статьи—

«драматической повести» Полевого; обра­

тимся къ ней. Разеказывать ея содержанш

мы не будемъ, потому что это содержите —

повторены техъ изношенныхъ эффектовъ и

ястертыхъ общихъ мести, изъ которыхъ уже

сто рази клеилъ Полевой свои *драматиче­

ски представлены». Первый актъ вертится

весь 'па любви—не Ломоносова, слава Богу,

а'чВавилы къ Насте, на которой отецъ хо­

чешь заставить Ломоносова жениться. Лю­

бовь—самый ложный мотивъ въ русской

драме, когда дело идетъ о женитьбе. Въ

мужицйомъ быту не бываетъ французскихь

водевилей. Это ложь! Второй актъ опять

состоишь изъ любви—Ломоносова къ дочери

его хозяйки, Христине. Скряга и ростовщикъ

Кляузъ далъ матери Христины денегъ взай­

мы и, зная, что ей нечемъ заплатить, хо-

чегЪдЗасгавить ее выдать за него дочь свою

или (пойти въ тюрьму. Когда уже старуху

тащутъ въ тюрьму, Ломоносовь кстати явля­

ется ‘съ деньгами, платить долгъ, выгоняегъ

Кляуза, признается г-же Эяслебенъ въ любви