150
—
Необходимо также съ перваго же года вводить въ различный пись
менный упражнены (для которыхъ матертлъ дается въ книге, на до-
скй) и слова съ буквами
п
и
е
въ средний: твердыхъ правилъ, опре-
дйляющихъ употреблены этихъ буквъ, у насъ нйтъ, и ученикамъ лег
че всего усвоить ихъ памятью глаза. Большую помощь окажетъ здйсь
и
предупреждете
ошибокъ учителемъ, и развитая въ ученикахъ при
вычка спрашивать учителя въ каждомъ затруднительномъ случай.
Второй годъ.
„Слова, означающы предметъ, качество предмета,
дййствы или состоя
Hie
иредмета. Имя существительное; родъ, число,
падежныя изменены окончанш по вопросамъ. Мйстоимены личныя,
замйняющы имя существительное. Глаголъ, времена и лица, повели
тельное и неопределенное наклонены. Предлогъ отдельно и въ видЬ
приставки/
„Определены надлежащей буквы въ случаяхъ неяснаго произно-
шены въ слове согласнаго или гласнаго звука. Слова съ буквою
п.
Употреблены точки, знаковъ вопросительнаго и восклицательнаго, двое-
точы (передъ перечисленымъ и чужою рйчыо), кавычекъ и тире (въ
разговорахъ) и запятой при словахъ, обозначающихъ въ рйчи обра
щены (звательный падежъ).“
Программа, такимъ образомъ, указываетъ для второго года па
болйе легкы поняты грамматическы (постоянное значевы словъ—-пред-
метъ, качество, дЬйств1е; измйнеше окончавш въ словахъ для выра
жены поняты о числе, времени, лице, повелйны); болйе трудный
грамматическы формы (формы, служащая для выражены отношены ме
жду понятыми, —какъ падежъ) определяются лишь по вопросамъ; зна
комство съ падежомъ предполагается, очевидно, чисто практическое
Въ связи съ грамматическими понятыми учитель можетъ сооб
щить и основныя правила правописаны: буквы
ъ
и
ь
въ родовыхъ окон-
чашяхъ существительныхъ; буква
гь
по вопросамъ—кому, чему? о комъ,
о чемъ? где? буквы
гь
и
ь
въ глаголй. Изменены окончаны въ сло
вахъ приведетъ къ разумйнно состава слова (основа, окончаны, при
ставка), а это облегчитъ усвоены раздйльнаго и слитнаго употребле
ны предлога. Но указанШ на вей эти правила правописаны для вто-
рого года въ программе нйтъ, и относительно буквъ указано лишь на
правильное обозначены неясныхъ согласныхъ и гласныхъ и на слова
съ буквою
что, несомпйнно, предоставляетъ учителю право сооб
щать правила правописаны въ зависимости отъ успйховъ учениковъ и
достигать правописаны—
„по возможности*.
Достойно вниманы, что
и въ программе правописаны для третьяго года, какъ увидимъ ниже,