Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  16 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 308 Next Page
Page Background

8

зомъ, бЬглый счетъ и некоторый навыкъ въ рбшенш задачъ: къ вы­

работка этихъ механпческихъ вавыковъ и вынужденъ стремиться учи­

тель во все время школьнаго учешя; д) краткость школьнаго курса

(для большинства школъ—три зимы) при позднемъ начале занятш

(въ октябре, въ ноябре) и при раннемъ окончанш (въ апреле); е) много­

численный составъ классныхъ отделенш (три, а иногда и четыре) при

одномъ учителе; ж) недостатки въ постановка ученическихъ библ!о-

текъ, при помощи коихъ ученики могли бы пополнять свои знашя,

укреплять привычки въ чтенш, воспитать въ себе охоту, любовь къ

чтенш , выработать вкусъ; з) и наконецъ— скудость, въ большинстве

случаевъ, матершльнаго вознаграждешя и всей обстановки учителя,

благодаря чему, мнопе изъ учителей по необходимости покидаютъ из­

любленное д4ло.

Для многихъ изъ преподавателей излюбленныя привычки вести

школу точно такъ, какъ вели они ее и до сахъ поръ, такъ крепко

укоренились въ сознаша и во всей практической деятельности, что

ихъ не могутъ поколебать, хотя бы и принцишально, даже и новыя

значительно повышенный требовашя новыхъ программъ министерства

иароднаго просвещешя: такой учитель, поддерживаемый нередко и извне,

считаетъ безусловно невозможнынъ довести своихъ учениковъ до вполне

осмысленнаго разумЬн]‘я читаемаго и толковаго письменнаго изложены

своихъ мыслей и дать д'Ьтямъ определенный, более или менее закон­

ченный кругъ званш и впечатлены.

Много, очень много сделали, сравнительно въ короткш срокъ, и

земство, и народный учитель въ созиданш народной школы, много

д'Ьла и впереди иредстоитъ имъ: жизнь народа и общества не стоить

на месте и предъявляетъ школе все новые и новые запросы, идетъ

впередъ и впередъ и развиты педагогической мысли, разработка пе­

дагогической практики, и за всгЬмъ этимъ долженъ и следить внима­

тельно, и поспевать народный учитель; земская народная школа гЬмъ-

то и внушаетъ полную веру въ себя, въ свое будущее, что школа эта

не застыла въ мертвенныхъ формахъ; она жизненна, способна къ даль­

нейшему всестороннему росту и внутреннему развитш; ея жизненные

идеалы не позади ея, а впереди, не въ невозвратно пережитомъ прош-

ломъ русской жизни, а въ более свЬтломъ, желаемомъ и ожидаемомъ,

разумномъ и гуманномъ будущемъ.

Стремясь посильно выяснить (на примйрныхъ урокахъ и въ бе-

С'Ьдахъ) существующее недостатки въ постановке школьнаго учены,

дать образчики правильнаго веденш учебныхъ заняты и выяснить основ-