8
зомъ, бЬглый счетъ и некоторый навыкъ въ рбшенш задачъ: къ вы
работка этихъ механпческихъ вавыковъ и вынужденъ стремиться учи
тель во все время школьнаго учешя; д) краткость школьнаго курса
(для большинства школъ—три зимы) при позднемъ начале занятш
(въ октябре, въ ноябре) и при раннемъ окончанш (въ апреле); е) много
численный составъ классныхъ отделенш (три, а иногда и четыре) при
одномъ учителе; ж) недостатки въ постановка ученическихъ библ!о-
текъ, при помощи коихъ ученики могли бы пополнять свои знашя,
укреплять привычки въ чтенш, воспитать въ себе охоту, любовь къ
чтенш , выработать вкусъ; з) и наконецъ— скудость, въ большинстве
случаевъ, матершльнаго вознаграждешя и всей обстановки учителя,
благодаря чему, мнопе изъ учителей по необходимости покидаютъ из
любленное д4ло.
Для многихъ изъ преподавателей излюбленныя привычки вести
школу точно такъ, какъ вели они ее и до сахъ поръ, такъ крепко
укоренились въ сознаша и во всей практической деятельности, что
ихъ не могутъ поколебать, хотя бы и принцишально, даже и новыя
значительно повышенный требовашя новыхъ программъ министерства
иароднаго просвещешя: такой учитель, поддерживаемый нередко и извне,
считаетъ безусловно невозможнынъ довести своихъ учениковъ до вполне
осмысленнаго разумЬн]‘я читаемаго и толковаго письменнаго изложены
своихъ мыслей и дать д'Ьтямъ определенный, более или менее закон
ченный кругъ званш и впечатлены.
Много, очень много сделали, сравнительно въ короткш срокъ, и
земство, и народный учитель въ созиданш народной школы, много
д'Ьла и впереди иредстоитъ имъ: жизнь народа и общества не стоить
на месте и предъявляетъ школе все новые и новые запросы, идетъ
впередъ и впередъ и развиты педагогической мысли, разработка пе
дагогической практики, и за всгЬмъ этимъ долженъ и следить внима
тельно, и поспевать народный учитель; земская народная школа гЬмъ-
то и внушаетъ полную веру въ себя, въ свое будущее, что школа эта
не застыла въ мертвенныхъ формахъ; она жизненна, способна къ даль
нейшему всестороннему росту и внутреннему развитш; ея жизненные
идеалы не позади ея, а впереди, не въ невозвратно пережитомъ прош-
ломъ русской жизни, а въ более свЬтломъ, желаемомъ и ожидаемомъ,
разумномъ и гуманномъ будущемъ.
Стремясь посильно выяснить (на примйрныхъ урокахъ и въ бе-
С'Ьдахъ) существующее недостатки въ постановке школьнаго учены,
дать образчики правильнаго веденш учебныхъ заняты и выяснить основ-