4
образныя упражнешя) не заключаетъ само въ себе богатаго матерыла
для глубокихъ, прочныхъ и самыхъ вЬрныхъ воспитывагощихъ воздей
ствий, кавъ будто бы одни внесите навыки а привычки, нужныя сами
по себе, но далеко всего не исчерпывающая, формальнаго благочесты и
внешней благопристойности могутъ воспитать
„внутренним человгька
“;
какъ будто бы вся эта сумма формал-ьныхъ знанш и привычекъ мо-
жетъ положить въ ученике основы, при помощи коихъ онъ могъ бы
потомъ возрастить изъ самого себя и добраго христынина, и добраго
семьянина и соседа, разумнаго и д’Ьятельваго члена общества, граж
данина своего отечества! Мы уже не говоримъ о томъ, можетъ ли
что-либо внести такое учете въ отношены человека къ природе, мо
жетъ ли воспитать оно дов'Ьрш и уважены къ знавпо вообще, стрем-
лены къ дальнейшему умственному и нравственному развитие, къ усо-
вершенствовашю своей жизни въ ея многообразныхъ проявлешяхъ?
Въ тесной и непосредственной связи съ указанными недостатками
въ постановке школьнаго учены находится и недостаточное внимаше,
какое замечается въ иныхъ школахъ по отношенш къ изученш об-
разцовъ художественной литературы, этого неистощимо богатаго въ
образовательномъ отношены источника для воспитывагощихъ воздей-
ствы; художественный произведены великихъ мастеровъ русскаго слова
заменяются очень часто неумело составленными, плохо выраженными,
избитыми нравоучительными разсказами, а стихотворешя въ неискус-
номъ ихъ выборе и безсистемномъ распределена по отношенш къ
ихъ содержант служатъ часто только матерыломъ для упражнешя
памяти, а нередко —и для грамматического разбора, для ороографи-
ческихъ упражнений (нужно, впрочемъ, заметить, что выразительное,
толковое и прочувствованное произнесете стихотворешй все более и
более прививается теперь въ лучшихъ напгихъ шолахъ, въ чемъ можно
было убедиться и на настоящихъ курсахъ). При правильной поста
новке школьнаго учены художественная литература можетъ стать, и
въ школе, и въ жизни, могучимъ и незаменинымъ орудымъ для воспиты-
вающихъ воздействк на мысль, воображены и чувство, для усвоены
формъ литературнаго языка, для свободнаго объединены въ облагора
живающей мысли, въ искреннемъ и глубоко-гуманаомъ чувстве, въ
живомъ, образномъ, могучемъ русскомъ слове —для объединены всего
многоязычнаго и многоплеменнаго русскаго народа; безъ надлежащей
постановки въ школьномъ курсе чтешя образцовъ художественной ли
тературы нельзя достигнуть требуемыхъ иашимъ временемъ задачъ
нравственно-нащональнаго воспитаны.