Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 308 Next Page
Page Background

4

образныя упражнешя) не заключаетъ само въ себе богатаго матерыла

для глубокихъ, прочныхъ и самыхъ вЬрныхъ воспитывагощихъ воздей­

ствий, кавъ будто бы одни внесите навыки а привычки, нужныя сами

по себе, но далеко всего не исчерпывающая, формальнаго благочесты и

внешней благопристойности могутъ воспитать

„внутренним человгька

“;

какъ будто бы вся эта сумма формал-ьныхъ знанш и привычекъ мо-

жетъ положить въ ученике основы, при помощи коихъ онъ могъ бы

потомъ возрастить изъ самого себя и добраго христынина, и добраго

семьянина и соседа, разумнаго и д’Ьятельваго члена общества, граж­

данина своего отечества! Мы уже не говоримъ о томъ, можетъ ли

что-либо внести такое учете въ отношены человека къ природе, мо­

жетъ ли воспитать оно дов'Ьрш и уважены къ знавпо вообще, стрем-

лены къ дальнейшему умственному и нравственному развитие, къ усо-

вершенствовашю своей жизни въ ея многообразныхъ проявлешяхъ?

Въ тесной и непосредственной связи съ указанными недостатками

въ постановке школьнаго учены находится и недостаточное внимаше,

какое замечается въ иныхъ школахъ по отношенш къ изученш об-

разцовъ художественной литературы, этого неистощимо богатаго въ

образовательномъ отношены источника для воспитывагощихъ воздей-

ствы; художественный произведены великихъ мастеровъ русскаго слова

заменяются очень часто неумело составленными, плохо выраженными,

избитыми нравоучительными разсказами, а стихотворешя въ неискус-

номъ ихъ выборе и безсистемномъ распределена по отношенш къ

ихъ содержант служатъ часто только матерыломъ для упражнешя

памяти, а нередко —и для грамматического разбора, для ороографи-

ческихъ упражнений (нужно, впрочемъ, заметить, что выразительное,

толковое и прочувствованное произнесете стихотворешй все более и

более прививается теперь въ лучшихъ напгихъ шолахъ, въ чемъ можно

было убедиться и на настоящихъ курсахъ). При правильной поста­

новке школьнаго учены художественная литература можетъ стать, и

въ школе, и въ жизни, могучимъ и незаменинымъ орудымъ для воспиты-

вающихъ воздействк на мысль, воображены и чувство, для усвоены

формъ литературнаго языка, для свободнаго объединены въ облагора­

живающей мысли, въ искреннемъ и глубоко-гуманаомъ чувстве, въ

живомъ, образномъ, могучемъ русскомъ слове —для объединены всего

многоязычнаго и многоплеменнаго русскаго народа; безъ надлежащей

постановки въ школьномъ курсе чтешя образцовъ художественной ли­

тературы нельзя достигнуть требуемыхъ иашимъ временемъ задачъ

нравственно-нащональнаго воспитаны.