Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 308 Next Page
Page Background

3

граммамъ мин. народнаго просвещения, утвержд. 7 февр. 1S97 г.)

и в) въ виду наиболее значительныхъ недосгатковъ въ постановке за-

нятш по этимъ предметамъ въ начальных'!, школахъ.

Какъ при обученш грамоте, такъ и при обученш чтенно (граж­

данскому, особенно же церковному), главнейшею задачею ставится не

редко въ школахъ —какъ можно скорЬе научить учениковъ

бтлому

чтенпо; единственнымъ мЬриломъ

разумгьнгя прочитанного

(и то лишь

по отношен1ю къ чтетю гражданскому) служитъ по большей части

лишь

пересказъ

прочитаннаго

„своими словами

" ; мало замечается со

стороны преподавателя заботы о томъ, чтобы сделать чтете привыч-

нымъ и послушнымъ орудшмъ для воспрштш новыхъ нознанш, новыхъ

мыслей, новыхъ впечатленш, чтобы воспитать въ детяхъ всею сово­

купностью учебныхъ занятш не только привычки, но и естественную

потребность, охоту и любовь къ посильной умственной деятельности, къ

дальнейшему безостановочному самообогащение (ао выходе изъ школы)

новыми

понятиями и мыслями,

новыми

впечатленшми, словомъ, пробу­

дить и воспитать— „духовную жажду, духовный голодъ". Крайне мало

ценятъ во многихъ школахъ и все тЬ знашя, мысли, ооеятш, впеча­

тленш (особенно последнш), к а т я ученикъ могъ бы вынести изъ про­

читаннаго, мало употребляютъ и целесообразныхъ средствъ для того,

чтобы эти духовныя богатства разумно и во всей ихъ полноте были

съ интересомъ восприняты, прочно усвоены и приведены между собой

въ тесную связь, чтобы могли послужить потомъ основою для даль-

н'Ьйшихъ воспрштш и вообще дальнейшей деятельности духовной, отъ

рожденш присущей человеку, какъ разумному созданш Божш. Нель­

зя признать достаточно полною и законченно —разностороннею и са­

мую программу знант и воспитывающихъ воздЬйствш, к а т я полу-

чаетъ ученикъ въ школе путемъ чтенш и беседъ и всей совокупности

школьной жизни: получаемыя въ школе знанш, въ большинстве слу-

чаевъ, ограничиваются заучивавшмъ собьтй изъ св. исторш, молитвъ,

заповедей, догматовъ и толковатй обрядовъ христианской религш, за-

поминатемъ некоторыхъ, чаще всего —разрозненныхъ, неосвещенныхъ

мыслей, несогретыхъ чувствомъ

фактовъ —

естественно -историческихъ,

географическихъ, историческихъ, безсознательнымъ заучиватемъ грам-

матическихъ терминовъ и определенш, ороографическихъ правилъ; вос-

питыгающш воздействш школьныхъ порядковъ и дисциплины стоятъ

не редко вне всякой связи съ школьнымт. учешемъ и ограничиваются

лишь внешними правилами формальнаго благочестш и внешней благо­

пристойности. Какъ будто бы школьное учете (чтете, беседы, разно-