3
граммамъ мин. народнаго просвещения, утвержд. 7 февр. 1S97 г.)
и в) въ виду наиболее значительныхъ недосгатковъ въ постановке за-
нятш по этимъ предметамъ въ начальных'!, школахъ.
Какъ при обученш грамоте, такъ и при обученш чтенно (граж
данскому, особенно же церковному), главнейшею задачею ставится не
редко въ школахъ —какъ можно скорЬе научить учениковъ
бтлому
чтенпо; единственнымъ мЬриломъ
разумгьнгя прочитанного
(и то лишь
по отношен1ю къ чтетю гражданскому) служитъ по большей части
лишь
пересказъ
прочитаннаго
„своими словами
" ; мало замечается со
стороны преподавателя заботы о томъ, чтобы сделать чтете привыч-
нымъ и послушнымъ орудшмъ для воспрштш новыхъ нознанш, новыхъ
мыслей, новыхъ впечатленш, чтобы воспитать въ детяхъ всею сово
купностью учебныхъ занятш не только привычки, но и естественную
потребность, охоту и любовь къ посильной умственной деятельности, къ
дальнейшему безостановочному самообогащение (ао выходе изъ школы)
новыми
понятиями и мыслями,
новыми
впечатленшми, словомъ, пробу
дить и воспитать— „духовную жажду, духовный голодъ". Крайне мало
ценятъ во многихъ школахъ и все тЬ знашя, мысли, ооеятш, впеча
тленш (особенно последнш), к а т я ученикъ могъ бы вынести изъ про
читаннаго, мало употребляютъ и целесообразныхъ средствъ для того,
чтобы эти духовныя богатства разумно и во всей ихъ полноте были
съ интересомъ восприняты, прочно усвоены и приведены между собой
въ тесную связь, чтобы могли послужить потомъ основою для даль-
н'Ьйшихъ воспрштш и вообще дальнейшей деятельности духовной, отъ
рожденш присущей человеку, какъ разумному созданш Божш. Нель
зя признать достаточно полною и законченно —разностороннею и са
мую программу знант и воспитывающихъ воздЬйствш, к а т я полу-
чаетъ ученикъ въ школе путемъ чтенш и беседъ и всей совокупности
школьной жизни: получаемыя въ школе знанш, въ большинстве слу-
чаевъ, ограничиваются заучивавшмъ собьтй изъ св. исторш, молитвъ,
заповедей, догматовъ и толковатй обрядовъ христианской религш, за-
поминатемъ некоторыхъ, чаще всего —разрозненныхъ, неосвещенныхъ
мыслей, несогретыхъ чувствомъ
фактовъ —
естественно -историческихъ,
географическихъ, историческихъ, безсознательнымъ заучиватемъ грам-
матическихъ терминовъ и определенш, ороографическихъ правилъ; вос-
питыгающш воздействш школьныхъ порядковъ и дисциплины стоятъ
не редко вне всякой связи съ школьнымт. учешемъ и ограничиваются
лишь внешними правилами формальнаго благочестш и внешней благо
пристойности. Какъ будто бы школьное учете (чтете, беседы, разно-