б
искать здесь мысли и чувства, проникать въ нихъ и проникаться ими,
они читаютъ этотъ текстъ безсозпательно, какъ читали бы текстъ ла
тински или гречестй, —они такъ и будугъ читать по выходЬ изъ
школы, и Евангелш, какъ псточпикъ христщнскаго просвещетя, за
крыто для нихъ,... Школа здесь забываетъ великую заповедь Господню:
не препятствуйте д’Ьтямъ приходить ко Мне
.....
Мы безбоязненно указываемъ на недостатки современной школы
потому, во-первыхъ, что искренно и непоколебимо вГримъ въ ея жиз
ненность и безостановочный ростъ, въ неподлежащую сомнГнш спо
собность и неизменное стремленш къ самосовершенствованш, а, во-
вторыхъ, и потому мы смГло открываемъ передъ всеми наши школь
ные недуги, что недугами этими страдаютъ далеко не всЬ школы, что
недуги эти многими и очень многими сознаны, и не только въ лите
ратуре, но и въ школьной жизни, и наконецъ эти недуги совсемъ
не вытекаютъ изъ природныхъ свойствъ нашего организма, и объ
ясняются лишь свежими и все еще живучими преданшми дореформен
ной школы и временными, а потому и преходящими обстоятельствами.
Въ недавнем! прошломъ нашей „новой" школы везде и во всемъ,
въ педагогической литературе и въ школьной практике, господство
вало естественное для созидаемой на новыхъ началахъ школы увле
чена методами и пршмами преиодавашя, и тогда не только школь
ный учитель и руководитель будущяхъ и действующихъ учителей, но
и общественный деятель, и земекШ гласный, въ большей или меньшей
мере были осведомлены съ новыми явлетями въ области педагоги
ческой мысли, а самое главное —все они были проникнуты идейною
стороною школьнаго просвещетя; увлечете это потемъ остыло, по
различным! причинамъ, а для многихъ сменилось постановкой на оче
редь и обстоятельной разработкой общихъ капитальных! вопросовъ
русскаго образована и текущей русской жизни, и вопросы методики
обучешя, какъ второстепенные, были забыты, забыты даже и специа
листами школьнаго дела, каковы учителя и руководители ихъ, такъ
что въ настоящее время, какъ и въ первую пору возникновешя къ
жизни „новой" школы, не редкость услышать отъ наставника следую
щую оценку методовъ преподаватя:
„
тотъ
медотъ наилучшш, какой
лучше всего знакомъ преподавателю, какимъ онъ лучше всего владеетъ",
или—„тотъ методъ наилучшш, пользуясь которымъ, учитель скорее и
вернее достигает!
требуемыхъ на экзамены
результатов! школьнаго
учешя“ .... Наблюдая современную народную школу в! отношенш по
становки в! ней -преподаватя, без! особаго труда можно заметить,