7
что рядомъ съ преподавателем-!,, критически относящимся кх своимъ
занятпшъ, интересующимся текущими педагогическими вопросами, вни
мательно сл’Ьдящимъ за всЬми новыми явлешями въ этой области и
посильно совершенствующимъ себя и свое дгЬло, —рука объ руку съ
этпмъ неустанно мыслящими и безостановочно прогрессирующимъ учи-
телемъ спокойно и успешно (съ известной точки зр'Ьнш) „дМствуетъ*
учитель „беззаботный* по части всякихъ вопросовъ и сомн'йвпг, и даже
какъ бы враждебно относящийся ко всякимъ новгаествамъ и крепко
вЪруюпцй лишь въ силу „своего собственнаго метода*, при помощи
коего онъ „наилучшимъ образомъ“ достигаетъ „наилучшихъ результа
тов!,
въ чемъ убедился онъ
на дгьлгь, своимъ собственнымъ продол-
жителънымъ
опытомъ. Въ большинства случаевъ, этотъ „свой соб
ственный методъ* ни больше, ни меньше какъ остатки и обрывки ста-
рыхъ, давно пережитыхъ, пршмовь преподавашя, отчасти перешедшихъ
по наследству („изъ д'Ьтскихъ восноминашй*) отъ дореформенной школы,
отчасти позаимствованным и отъ первыхъ, далеко не совершенныхъ,
шаговъ „новой* школы. Познакомившись ближе съ такою школою, съ
воззр'Ьшями такого учителя, невольно чувствуешь себя перенесеннымъ
назадъ лЬтъ за ВО, за 35. Если учителя перваго типа во многомъ
отличаются другъ отъ друга съ положительной стороны, то учителя
последней категорш поразительно во всемъ между собою сходны и со
гласны—и во „взглядахъ* на д$ло, и въ пршмахъ, и въ программ^
обучения, и въ достигаемыхъ ими результатахъ: идетъ впередъ и со
вершенствуется каждый въ мйзру своихъ силъ, и только рутина всегда
и во всемъ однообразна.
Указанный явленш въ постановка гакольнаго д'Ьла объясняются
очень многими неблагонрытными условшми недавняго прошлаго и на-
стоящаго въ жизни нашей народной школы, — назовемъ зд'Ьсь хотя
некоторый, болгЬе видныя изъ нихъ: а) недочеты въ общемъ и профес-
сюнальномъ образованы народнаго учителя; б) почти полная невоз
можность пополнить эти недочеты путемъ самообразованш за отсут-
ствшмъ учительскихъ библштекъ—центральныхъ въ каждомъ у^зд^ и
частныхъ при каждой школ'Ь (съ настольными, ежедневно потребными,
общеобразовательными и спещально педагогическими книгами); в) пол
ная невозможность для учителей взаимнаго обмана мыслями—въ част
ныхъ учительскихъ кружкахъ, па общихъ собраншхъ—съ4здахъ (за
новсем'Ьстнымъ отсутствымъ т!>хъ и другихъ); г) узко-формальная по
становка экзаменовъ (на льготу при отбываши воинской повинности),
гд'Ь требуется лишь—скорость, ороографы, б'Ьглое
4Teuie
съ переска-