Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 308 Next Page
Page Background

Въ ц'Ьляхъ воспитательныхъ безусловно необходимо также оза­

ботиться наилучгаей постановкой курса оемысленныхъ знанш изъ при­

роды, изъ исторш и географт родной земли, сообщенйемъ хотя бы и

самыхъ общихъ понятш по законов^дйнш (сюда входятъ

государ­

ственное и административное устройство), по пш е н гЬ, Нельзя въ этихъ

важныхъ предметахъ ограничиться сообщешемъ лишь сухихъ, разроз-

ненныхъ, голыхъ фактовъ, которые забываются рашЬе выпускныхъ экза-

меновъ: ценны и нужны жнзненныя попятья и мысли, живыя впечат-

л

не

'

я

и

чувство, ц'Ьнно

BociiHTaHie

стремленш и предоставлена воз­

можности пооолнить недостающее— по выходе изъ школы. Нельзя лю­

бить родину, не зная ея природы, жизни въ ея настоящемъ и прош­

лому нельзя быть истиннымъ гражданономъ, не воспитавъ въ себе

исторической мысли и чувства, не зная, что, кроме обязанностей, у

человека есть

и гражданская права. Пусть изъ всЬхъ этихъ областей

знанш будетъ сообщено пе многое, самое главное — нужно только,

чтобы ученики усвоили сообщенное вполне сознательно и разумно,

чтобы избранныя св'йд'Ьн1Я были близки къ жизни и жизненно способны

къ дальнейшему развитию.

Нельзя пройти молчашемъ и постановку въ школахъ церковно-

славянскаго чтенш, которое считается однимъ изъ важныхъ средствъ

релипозно-нравствевнаго воспитанш. Обычно въ школахъ упражняютъ

д^тей почти исключительно въ механическомъ чтенш церковно-славян-

скаго текста, съ некоторыми, немногими, объяснешями ненонятныхъ

слову выраженш, безъ объяснены смысла читаемаго, безъ всякаго воз-

действш на чувство читателя. Обычно въ школахъ изучаютъ после про-

хожденш азбуки и первоначальныхъ упражненш. не перво источникъ

хрисНанской веры и нравственности — святое Евангелш, а Часословъ и

Псалтирь, заботливое изучены которыхъ исключаетъ всякую возмож­

ность более или менее обстоятельно ознакомиться съ хриспанскимъ

вероучешемъ и съ примеыешемъ его къ обиходной жизни. Обычны

въ школахъ и естественные результаты такой постановки дела: ученики

научаются довольно свободно читать по церковно-славянски, знаютъ

наизусть шестипсалмЁе, часы и ироч. и могутъ прочитать ихъ во время

богослужешя, — и только: мысли и чувства учениковъ лишены надле-

жащаго воздействш святого текста, истиннаго просвещенья; въ детяхъ

воспитывается наружное благоговенш къ церковной книге, къ церков­

ной печати, къ тексту, но въ нихъ нЬтъ благоговЬшя къ божествеп-

вымъ мыслямъ п чувствамъ, къ величайшимъ хрисНанскимъ идеямъ,

запечатленнымъ въ этомъ святомъ тексте, такъ какь -дЬти не навыкли