Въ ц'Ьляхъ воспитательныхъ безусловно необходимо также оза
ботиться наилучгаей постановкой курса оемысленныхъ знанш изъ при
роды, изъ исторш и географт родной земли, сообщенйемъ хотя бы и
самыхъ общихъ понятш по законов^дйнш (сюда входятъ
государ
ственное и административное устройство), по пш е н гЬ, Нельзя въ этихъ
важныхъ предметахъ ограничиться сообщешемъ лишь сухихъ, разроз-
ненныхъ, голыхъ фактовъ, которые забываются рашЬе выпускныхъ экза-
меновъ: ценны и нужны жнзненныя попятья и мысли, живыя впечат-
л
'Ь
не
'
я
и
чувство, ц'Ьнно
BociiHTaHie
стремленш и предоставлена воз
можности пооолнить недостающее— по выходе изъ школы. Нельзя лю
бить родину, не зная ея природы, жизни въ ея настоящемъ и прош
лому нельзя быть истиннымъ гражданономъ, не воспитавъ въ себе
исторической мысли и чувства, не зная, что, кроме обязанностей, у
человека есть
и гражданская права. Пусть изъ всЬхъ этихъ областей
знанш будетъ сообщено пе многое, самое главное — нужно только,
чтобы ученики усвоили сообщенное вполне сознательно и разумно,
чтобы избранныя св'йд'Ьн1Я были близки къ жизни и жизненно способны
къ дальнейшему развитию.
Нельзя пройти молчашемъ и постановку въ школахъ церковно-
славянскаго чтенш, которое считается однимъ изъ важныхъ средствъ
релипозно-нравствевнаго воспитанш. Обычно въ школахъ упражняютъ
д^тей почти исключительно въ механическомъ чтенш церковно-славян-
скаго текста, съ некоторыми, немногими, объяснешями ненонятныхъ
слову выраженш, безъ объяснены смысла читаемаго, безъ всякаго воз-
действш на чувство читателя. Обычно въ школахъ изучаютъ после про-
хожденш азбуки и первоначальныхъ упражненш. не перво источникъ
хрисНанской веры и нравственности — святое Евангелш, а Часословъ и
Псалтирь, заботливое изучены которыхъ исключаетъ всякую возмож
ность более или менее обстоятельно ознакомиться съ хриспанскимъ
вероучешемъ и съ примеыешемъ его къ обиходной жизни. Обычны
въ школахъ и естественные результаты такой постановки дела: ученики
научаются довольно свободно читать по церковно-славянски, знаютъ
наизусть шестипсалмЁе, часы и ироч. и могутъ прочитать ихъ во время
богослужешя, — и только: мысли и чувства учениковъ лишены надле-
жащаго воздействш святого текста, истиннаго просвещенья; въ детяхъ
воспитывается наружное благоговенш къ церковной книге, къ церков
ной печати, къ тексту, но въ нихъ нЬтъ благоговЬшя къ божествеп-
вымъ мыслямъ п чувствамъ, къ величайшимъ хрисНанскимъ идеямъ,
запечатленнымъ въ этомъ святомъ тексте, такъ какь -дЬти не навыкли