2
З1и,
г. директоръ местной учительской семинарш, г. директоръ мгЬст-
наго реальнаго училища, начальницы и преподавательницы женской
гимвазш и прогимвазш, законоучитель и наставники учительской семи
нарш, председатель комиссш губернскаго земства по народному обра-
зован1ю кн. П. Д. Долгоруковъ и друпе члены этой комиссш, гг. чле
ны земскихъ управъ и училищныхъ советовъ, попечители и попечи
тельницы земскихъ школъ, наблюдатели, законоучители и преподава
тели церковно-приходскихъ школъ и друг.
Для практическихъ занятий на курсахъ собраны были ученики изъ
местныхъ начальныхъ училищъ, а также и неграмотный дети (числомъ
до 40), кои и составили четыре группы, соответственно составу нор
мальной народной школы: а) неграмотный дети, б) дети перваго года
начальнаго учета, в) второго и г) третьяго.
Занятия на курсахъ были организованы согласно правиламъ о вре-
менныхъ педагогическихъ курсахъ, утвержденныхъ мин. народеаго
просвещенш 5 августа 1875 года. Такъ, утренше часы (отъ 9
до 12) были посвящаемы занятшмъ съ детьми (одновременно со всеми
группами), а въ часы вечервш (отъ 5 до 8) происходили беседы о
преподаваши въ народной школе, разъяснялись и обсуждались пример
ные и пробные уроки. Беседы о преподаваши ведены были согласно
программе курсовъ, утвержденной г. попечителемъ учебваго округа.
Ознакомившись заблаговременно съ состояшемъ школъ и потреб
ностями учительницъ и учителей, съ ихъ общимъ и спещальнымъ уров-
немъ знанш, съ ихъ желан]‘ями и запросами, наблюдатель курсовъ со
вместно съ руководителями составили общш планъ занятш на курсахъ.
Имея въ виду, что во всехъ земскихъ школахъ губернш обуче-
Hie
ведется по звуковому методу, установлено было на этотъ отделъ
программы педагогическихъ курсовъ уделить наименьшее количество
времени, остановивъ виимавш слушателей исключительно лишь на техъ
сторонахъ обученш грамоте, где обнаружились отступлешя отъ пра
вильной (съ современной точки зренш) постановки этого предмета:
предварительный беседы и звуковыя упражненш, отношевт письма къ
чтенно во время прохождешя азбуки и проч.
Наибольшая часть времени заняНй на курсахъ была посвящена
объяснительному чтешю по книгамъ гражданской и церковной печати,
а равно устнымъ и письменнымъ изложешямъ въ связи съ чтеншмъ:
а) въ виду особоважнаго воспитательнаго и образовательнаго значешя
этихъ занятШ, б) въ виду новыхъ, более широкихъ, сравнительно съ
прежнимъ, требованш по этимъ предметамъ (согласно примернымъ про-