-
42
питательное значеше и правильная постановка самостоятельнаго уче-
ническаго чтенш въ школе.
Начало наглядности въ школахъ Курской губерши, кажется, име-
етъ слишкомъ мало примЬнен1я; едва ли это зависитъ только отъ не
достатка наглядныхъ пособш: ведь, кроме искусствепныхъ, существуютъ
„естественный и болйе целесообразным наглядныя пособш. Это живая
природа и вообще та действительность, доступная непосредственному
наблюденш учащихся, сознательное отношеше къ которой школа и
должна прежде всего устанавливать въ своихъ ученикахъ.
Потому то на курсахъ и было обращено особенное внимаше на
идею наглядности въ обученш, на правильное понимаше и примкнете
ея и особенно на возможность пользоваться для наглядности тЬмъ,
что даетъ жизнь и окружающая действительность.
Преобладающими письменными работами здесь являются: списы-
ваше, диктовка, грамматически упражнешя по учебникамъ Тихоми
рова и Пуцыковича, частью изложена прочитаннаго. Замечается чрез
мерное увлечеше грамматикой въ ущербъ другимъ занятшмъ более
важнымъ и въ образовательномъ и въ жизненномъ отношеши, увле
чеше, которое обусловливается не только внешними причинами, но и
ложными понятыми самихъ практикантовъ, Напримеръ одна учитель
ница Грайворонскаго уезда говоритъ, что „для большей успешности
занятШ (грамматикой) необходимо, чтобы все дети имели системати
чески составленные учебники по грамматике". Рядомъ съ такимъ стрем-
лешемъ превратить народную общеобразовательную школу въ узко-
спещальную грамматическую, въ соо тветсте съ нимъ замечается и
преувеличенная погоня за недостижимымъ въ три зимы совершенствомъ
правописанш. Затрата времени на грамматику, да на грамматически
и ореографическш упражнешя, по существу и по результатамъ мало
производительная, является причиной, почему въ школахъ Курской гу
берши почти совершенно отсутствуют упражнешя въ сочиненш, т. е.
въ самостоятельномъ и толковомъ изложенш своихъ мыслей, знаиш,
наблюденш, чувствовашй, желанш. „Краткш срокъ обучешя въ шко
ле не даетъ возможности упражнять учениковъ въ сочинеши", гово
ритъ одинъ учитель БЬлгородскаго уезда, который, однако,
находить
время для прохождешя шаблонной грамматики, для грамматическихъ
упражнеш’ й и частыхъ диктовокъ съ ореографическими целями. „При
существующей продолжительности курса, говоритъ одна учительница
Старооскольскаго уезда, писать сочиненш, хотя бы въ самой легкой
форме, невозможно*. Подобные отзывы встречаются и со стороны дру-