Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  48 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 48 / 58 Next Page
Page Background

-

42

питательное значеше и правильная постановка самостоятельнаго уче-

ническаго чтенш въ школе.

Начало наглядности въ школахъ Курской губерши, кажется, име-

етъ слишкомъ мало примЬнен1я; едва ли это зависитъ только отъ не­

достатка наглядныхъ пособш: ведь, кроме искусствепныхъ, существуютъ

„естественный и болйе целесообразным наглядныя пособш. Это живая

природа и вообще та действительность, доступная непосредственному

наблюденш учащихся, сознательное отношеше къ которой школа и

должна прежде всего устанавливать въ своихъ ученикахъ.

Потому то на курсахъ и было обращено особенное внимаше на

идею наглядности въ обученш, на правильное понимаше и примкнете

ея и особенно на возможность пользоваться для наглядности тЬмъ,

что даетъ жизнь и окружающая действительность.

Преобладающими письменными работами здесь являются: списы-

ваше, диктовка, грамматически упражнешя по учебникамъ Тихоми­

рова и Пуцыковича, частью изложена прочитаннаго. Замечается чрез­

мерное увлечеше грамматикой въ ущербъ другимъ занятшмъ более

важнымъ и въ образовательномъ и въ жизненномъ отношеши, увле­

чеше, которое обусловливается не только внешними причинами, но и

ложными понятыми самихъ практикантовъ, Напримеръ одна учитель­

ница Грайворонскаго уезда говоритъ, что „для большей успешности

занятШ (грамматикой) необходимо, чтобы все дети имели системати­

чески составленные учебники по грамматике". Рядомъ съ такимъ стрем-

лешемъ превратить народную общеобразовательную школу въ узко-

спещальную грамматическую, въ соо тветсте съ нимъ замечается и

преувеличенная погоня за недостижимымъ въ три зимы совершенствомъ

правописанш. Затрата времени на грамматику, да на грамматически

и ореографическш упражнешя, по существу и по результатамъ мало

производительная, является причиной, почему въ школахъ Курской гу­

берши почти совершенно отсутствуют упражнешя въ сочиненш, т. е.

въ самостоятельномъ и толковомъ изложенш своихъ мыслей, знаиш,

наблюденш, чувствовашй, желанш. „Краткш срокъ обучешя въ шко­

ле не даетъ возможности упражнять учениковъ въ сочинеши", гово­

ритъ одинъ учитель БЬлгородскаго уезда, который, однако,

находить

время для прохождешя шаблонной грамматики, для грамматическихъ

упражнеш’ й и частыхъ диктовокъ съ ореографическими целями. „При

существующей продолжительности курса, говоритъ одна учительница

Старооскольскаго уезда, писать сочиненш, хотя бы въ самой легкой

форме, невозможно*. Подобные отзывы встречаются и со стороны дру-