39 —
Во всЬхъ 74 описанныхъ школахъ, кроме законоучителей, 90 уча-
щихъ лицъ; въ одной 4, въ тринадцати по 2, въ остальныхъ 60 по од
ному. Въ той школе, где 4 учащихъ лица, учащихся 254, въ школахъ съ
двумя учащими лицами—отъ 103 до 180 учащихся. Но и между шко
лами сь одвимъ учащимъ лицомъ несколько такихъ, где число уча
щихся доходитъ до 90, даже до 100 и бол’Ье. Безспорно, что съ та-
кимъ количествомъ детей одному учителю вести д'Ьло надлежащимъ
образомъ и не надрывая своихъ силъ невозможно.
Всего такихъ школъ въ числе 74 описанныхъ 9. Между уча
щими лицами 46 муж., преимущественно, окончившихъ курсъ местной
учительской семинарш (29), 44 женскаго пола: получившихъ образо
вана въ женской гимназш 7, въ институте 2, въ женскомъ епархшль-
номъ училище 13, въ женской прогимназш 14.
Занимаются учительскимъ д'Ьломъ: мен'Ье 5 л'Ьтъ 38, отъ 5 до
10—14, отъ 10 до 15 — 12, отъ 15 до 20 - 10, 20 и более л'Ьтъ—
3. Число л'Ьтъ службы остальныхъ 13 неизвестно.
Нетъ точныхъ
св-Ьдемй
о размгЬрахъ получаемаго учащими ли
цами вознаграждены за трудъ. Судя по нЪкоторымъ показанымъ, сред
няя цыфра его 240 р., minimum 180, maximum 360 р. въ годъ: очень
умеренно. Въ некеторыхъ местахъ упоминается о какой то условной
прогрессивной прибавке, но каше размеры, сроки и условы этой при
бавки—неизвестно.
■
Квартиры
для учащихъ имеются при 63 изъ описанныхъ школъ,
при 47 болЬе или менее удовлетворительный—въ томъ смысле, что
„жить какъ-вибудь можно8, при 16 совершенно неудовлетворительным.
Учашдя лица 3 школъ получаютъ квартирныя деньги.
Въ общемъ, какъ условы деятельности, такъ и положены народ-
ныхъ учителей и учительницъ въ Курской губернш представляются
далеко неблагопрытными для дела, и преобладающей нотой въ отзы-
вахъ по этому вопросу является неудовлетворенность. „Жалованья (240 р.,
а съ вычетами 17 руб. въ месяцъ), говорить одна учительница Щи-
гровскаго уезда, служащая 19 летъ, окончившая курсъ въ епархтль-
номъ училище и работающая съ 98 учениками, —едва хватаетъ въ
обрезъ даже для невзыскательной одинокой деревенской жизни, а нрав-
ственнаго удовлетворена и того меньше: краткость учебнаго года, по
спешное и малоусваиваемое прохождены учебнаго матертла, большой
°/о отстающихъ, а потому пе оканчивающихъ курса, и, наконецъ, труд
ность обучены одной учительницей при трехгруппномъ составе школы".
Во все это время, говорить одинъ учитель Рыльскаго уезда, окончив-