43
гихъ учащихъ лидъ: много времени уходятъ на грамматическш заня
т а и на диктовки и для упражнешй въ сочиненш времени не остает
ся. Но имеются и такш показашя, которыя свпдЬтельствуютъ, что
дЬло не въ недостаткЬ времени. НапримЬръ учительница Щигровскаго
уЬзда г-жа
Авдгева
находитъ время практиковать учениковъ „въ изло
ж е на своихъ мыслей но образцу прочитэннаго". Учитель Путивль-
скаго у'Ьзда г.
Плесковъ
говоритъ: „сочиненш учениковъ, конечно изъ
родного имъ сельскаго быта, хотя и оставляютъ желать лучшаго со
стороны обработки и связности, «о въ общемъ нельзя не признать ихъ
удовлетворительными для начальной школы". „Учительница БЬлгород-
скаго уЬзда г-жа
Титова
говоритъ:" въ концЬ третьяго года учашдеся
упражняются въ писанш писемъ, но при этомъ дЬлаютъ много оши-
бокъ, хотя диктовку пишутъ почти безъ ошибокъ". Вотъ это а есть
примЬръ диктовочной грамотности, не имЬющей никакого значенш для
жизни и нужной только для экзамена.
Вотъ почему на курсахъ въ занятшхъ съ учениками временной
школы былъ данъ широкш просторъ писанш „сочинешй", какъ наи-
болЬе существенному и цЬлесообразному письменному упражненао въ
народной школЬ, а въ бесЬдахъ было обращено особенное внимаше
какъ на правильную постановку этихъ упражнешй, такъ на желатель
ные и возможные ихъ результаты. Многихъ пугаетъ самое слово „со-
чинеше", вызывающее мысль о какомъ то литературпомъ мастерствЬ,
превышающемъ силы учениковъ народной школы съ трехгодичпымъ
курсомъ, и потому было въ высшей степени важно, такъ сказать, на
глядно выяснить, что именно должно разумЬть подъ „сочинешемъ",
которое можно признать удовлетворительнымъ при]данныхъ условшхъ.
Пгьнгемъ
занимаются въ 46 изъ описанныхъ школъ, рукодЬлшми
въ 18, гимнастикой въ 15.
ИмЬются сады или огороды при 17 школахъ, но какъ учебное,
такъ и бытовое значеше ихъ недостаточно выясняется имЬющимися
матершлами.
Учительница Тимского уЬзда г-жа
веофангя Попова
говоритъ:
„разводится садъ и огородъ, особенно успЬшно произрастаетъ сморо
дина, такъ что нынЬшшй годъ во время разсадки этого растенш я
имЬла возможность дать ученикамъ 2-го отдЬленш но кустику. СЬме-
на для огорода я выписываю изъ Харькова въ незначительномъ коли-
чествЬ, но собрала за лЬто такъ много, что одЬлила ими всЬхъ уче
никовъ, чЬмъ они остались очень довольны. Некоторые крестьяне при-
ходятъ и нросятъ пожалуйста сЬмянъ, даже предлагаютъ деньги". Учи-