Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 58 Next Page
Page Background

43

гихъ учащихъ лидъ: много времени уходятъ на грамматическш заня­

т а и на диктовки и для упражнешй въ сочиненш времени не остает­

ся. Но имеются и такш показашя, которыя свпдЬтельствуютъ, что

дЬло не въ недостаткЬ времени. НапримЬръ учительница Щигровскаго

уЬзда г-жа

Авдгева

находитъ время практиковать учениковъ „въ изло­

ж е на своихъ мыслей но образцу прочитэннаго". Учитель Путивль-

скаго у'Ьзда г.

Плесковъ

говоритъ: „сочиненш учениковъ, конечно изъ

родного имъ сельскаго быта, хотя и оставляютъ желать лучшаго со

стороны обработки и связности, «о въ общемъ нельзя не признать ихъ

удовлетворительными для начальной школы". „Учительница БЬлгород-

скаго уЬзда г-жа

Титова

говоритъ:" въ концЬ третьяго года учашдеся

упражняются въ писанш писемъ, но при этомъ дЬлаютъ много оши-

бокъ, хотя диктовку пишутъ почти безъ ошибокъ". Вотъ это а есть

примЬръ диктовочной грамотности, не имЬющей никакого значенш для

жизни и нужной только для экзамена.

Вотъ почему на курсахъ въ занятшхъ съ учениками временной

школы былъ данъ широкш просторъ писанш „сочинешй", какъ наи-

болЬе существенному и цЬлесообразному письменному упражненао въ

народной школЬ, а въ бесЬдахъ было обращено особенное внимаше

какъ на правильную постановку этихъ упражнешй, такъ на желатель­

ные и возможные ихъ результаты. Многихъ пугаетъ самое слово „со-

чинеше", вызывающее мысль о какомъ то литературпомъ мастерствЬ,

превышающемъ силы учениковъ народной школы съ трехгодичпымъ

курсомъ, и потому было въ высшей степени важно, такъ сказать, на­

глядно выяснить, что именно должно разумЬть подъ „сочинешемъ",

которое можно признать удовлетворительнымъ при]данныхъ условшхъ.

Пгьнгемъ

занимаются въ 46 изъ описанныхъ школъ, рукодЬлшми

въ 18, гимнастикой въ 15.

ИмЬются сады или огороды при 17 школахъ, но какъ учебное,

такъ и бытовое значеше ихъ недостаточно выясняется имЬющимися

матершлами.

Учительница Тимского уЬзда г-жа

веофангя Попова

говоритъ:

„разводится садъ и огородъ, особенно успЬшно произрастаетъ сморо­

дина, такъ что нынЬшшй годъ во время разсадки этого растенш я

имЬла возможность дать ученикамъ 2-го отдЬленш но кустику. СЬме-

на для огорода я выписываю изъ Харькова въ незначительномъ коли-

чествЬ, но собрала за лЬто такъ много, что одЬлила ими всЬхъ уче­

никовъ, чЬмъ они остались очень довольны. Некоторые крестьяне при-

ходятъ и нросятъ пожалуйста сЬмянъ, даже предлагаютъ деньги". Учи-