— 40
шШ курсъ учительской семиеарш, служащш б лгЬтъ, при числе уча
щихся 124, источникомъ нравственнаго удовлетворены учителю елу*
жили дети, съ которыми онъ работаетъ, это одно д'Ьлаетъ возможною
no-истине несчастную жизнь учителя1'. Почти то же высказываетъ одинъ
учитель Суджанскаго уезда, служащш 8 л'Ьтъ, у котораго въ школ'1;
148 учащихся, прибавляя „жить для меня—учить".
Общены между учащими н$тъ почти никакого. „Учащимъ ли-
цамъ редко приходится видеться между собою, говорить учительница
Тимского уезда, г-жа
Степанова
: желательно было бы устройство со-
бранШ для учащихъ лицъ, для обмана мыслей и обсуждены разныхъ
школьныхъ вопросовъ". Подобный желаны, вполне понятныя и разум
ный, высказываются и другими учащими лицами.
Учительскихъ библытекь и вообще книгъ для чтешя учащимъ ли-
цамъ въ школахъ или вовсе н'Ьтъ или очень мало. Преимущественно
это кое-какы методичеекы руководства. Въ
Карандаковской
школ!},Щи-
гровскаго уЬзда, кромЬ руководств!, имеются сочинены Лермонтова,
Тургенева, Достоевскаго. Къ счастью, имеются довольно xopouiia и
доступный для учащихъ лицъ библштеки при уЬздныхъ земскихъ упра-
вахъ: Курской, Суджанской, Щигровской, Старооскольской, Белгород
ской, Фатежской, Рыльской, Дмитршвской.
VI.
Очерки Курской земской народной школы по показа-
ншмъ учащихъ лицъ.
В. Внутренняя сторона
Переходя къ постановке учебно-воспитательнаго дела, насколько
можно судить о ней по имеющимся описанымъ, дополняя ихъ наблю-
деными, какы дали курсы, кажется, можно смело сказать безъ опа-
сешя сделать ошибку, что наиболее удовлетворительно въ школахъ
Курской губерти поставлены: обучены грамоте и преподаваше арие-
метики, которое съ достаточной полнотою осуществляетъ министерскую
программу 1897 года.
Обучете грамотгь
во всехъ школахъ ведется по звуковому спо
собу пнсьма-чтены, приблизительно въ одинаковомъ виде, на однихъ
дидактическихъ началахъ и съ одинаковыми методическими прымами,
несмотря на различы учебныхъ книгъ и руководствъ, и даетъ вполне
удовлетворительные результаты. Остановлюсь только на странпомъ не-