48
школахъ
общежития
или по крайней м'Ьр'Ь
ночлежные пртты
для
детей более или мен^е отдаленныхъ селенШ.
2. Следовало бы поддержать инищативу земства Суджанскаго
уезда въ д'Ьл'Ь снабжены школъ необходимейшими
наглядными пособия
ми
по определенныму плану, предварительно выяснивъ, что именно
имеется въ каждой школе и чего недостаетъ.
В. СлЬдовало бы все школы снабдить
руководствами ъъ
темъучебнымъ
книгамъ, какы въ нихъ практикуются, а также теми русскими дидак
тическими и методическими руководствами, которыя можно назвать,
такъ сказать, „ к лас сичес кимико т орыя содержать въ себе ценныя
указашя для учащихъ лицъ, независимо отъ употребляемыхъ учебныхъ
книгъ, какъ руководства: Ушинскаго къ „Родному Слову“ , Водовозова
къ „Книга для чтевы“ и т. и.
4, Надо желать, чтобы учащы лица пользовались большей сво
бодой
въ выбор>ь учебныхъ книгъ
для употреблены въ своихъ школахъ,
конечно не выходя изъ пределовъ существующаго „каталога* мини
стерства народнаго просвещены. При отсутствш у насъ удовлетвори
тельной книги для чтены въ старшихъ отделеныхъ, хорошо если-бы
школа имела въ своемъ распоряжеши несколько такихъ • книгъ изъ
одобрепныхъ министерствомъ, чтобы учащее лицо могло выбирать по
требный матершлъ то изъ одной, то изъ другой книги. Это сделать
не такъ трудно, какъ кажется съ иерваго раза. Нужно только въ од-
номъ учебномъ году снабдить школу одной книгой, напр. Баранова,
въ другомъ- другой, напр, книгой Тихомирова, въ третш -~т| етьей,
напр. книгой Л. Н. Толстого: вотъ школа и будетъ иметь въ своемъ
распоряжевы три книги съ весьма разнообразнымъ матерйломъ для
чтены. Это очень важно, особенно для старшаго отделены, обыкно
венно не особенно многолюднаго и уже владеющаго навыкомъ бережно
обращаться съ книгой.
5. Рано или поздно земству придется установить такой порядокъ,
чтобы во всякой школе, съ числомъ учащихся выше 70, было
два уча
щихъ лица,
при чемъ можно трехгодичный курсъ обучены обратить
въ четырехгодичный и образовать четыре отделены, чтобы каждое уча
щее лицо постоянно занималось только съ двумя отделевыми и доводи
ло своихъ учениковъ до конца курса. Какъ известно, работа одного уча-
щаго лица съ тремя отделеными, особенно при значительномъ коли"
честве учащихся, не могкетъ быть вполне производительною и успеш
ною. ИзвЬстно также, что въ три учебныхъ года, по 20 — 25 недель
въ году нельзя проработать съ надлежащей полнотою и отчетливостью