41
доумЬны одной учительницы Грайворонскаго уЬзда. „Очень трудно,
говорить она, начинать обучены грамотЬ. Къ сожалЬшю, у меня нЬгь
въ прошломъ практики и пришлось натолкнуться на такое развогла-
cie: опытный учитель посовЬтовалъ сначала пройти полностью всЬ зву
ки, даже не показывая дЬтямъ книги, а между тЬмъ дЬти скучаютъ,
не получая долго кнггъ. Какъ же лучше поступать? Давать ли дЬтямъ
книгу тотчасъ по усвоены ими что такое звукъ, когда они немного
напрактиковались въ разложены и слыны звуковъ? Или прежде прой-
ч'и всЬ звуки?"
По вЬдь это недоумЬны вполнЬ разъясняется въ руководств!; для
учащихъ лицъ, въ той самой книягкЬ, которая практикуется въ этой
школЬ. Вообще мною было наблюдаемо не разъ, что наши русскы
школы снабжаются учебными книгами, для которыхъ существуютъ ру
ководства, но руководствъ этихъ не оказывается въ распоряжеши уча*
щихъ лицъ. Эго большая ошибка, сплошь да рядомъ вызывающая не-
доумЬны, подобныя вышеуказанному, конечно —еежелательныя для
дЬла. Въ порядочное „руководство положены результаты п выводы
многолЬтняго наблюдены, опыта и размышлены, которыми авторъ хо-
четъ поделиться съ учащими лицами, особенно цЬнные именно для
малоопытныхъ изъ нихъ; поэтому следовало бы поставить за правило,
чтобы въ каждой шкод!; были руководства къ т'Ьмъ учебнымъ книгамъ,
какы въ ней практикуются. Можно надЬяться, что курсы 1899 года
устранять для учащихъ лицъ Курской губернш, присутствовавшихъ
на этихъ курсахъ, недоумЬны по вопросамъ обучены грамотЬ, подоб
ныя вышеприведенному, такъ какъ эти вопросы была разъяснены здЬсь
и теоретически посредствомъ бесЬдъ и практически посредствомъ уро-
ковъ во временной школЬ, бывшихъ живой иллюстраций къ теорети-
ческимъ изложенымъ.
Ч/reeiio, какъ главному занятно на урокахъ родного языка, дале
ко не во всЬхъ школахъ Курской губерны отдается времени доста
точно. Да и постановка дЬла не вездЬ правильна. Много времени ухо
дить на излишвы и пространный объяснены отдЬльныхъ словъ и вы
ражены, въ ущербъ пониманш цЬлаго. Высказывается неоснователь
ное убЬждеше, „будто необходимо объяснять каждое слово,“ „будто
объяснены необходимо давать самыя подробный". Самостоятельному чте-
шю учевиковъ, съ повЬркой, простора дается слишкомъ мало. На кур
сахъ путемъ бесЬдъ и живыхъ примЬровъ въ школЬ были выяснены
разумные размЬры объяснены и катихизащй, какими слЬдуетъ сопро
вождать классное чтеше, какъ дЬловыхъ статей, такъ и художествен
ныхъ произведешь слова, а также возможность, громадное учебно-вос-