Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  218-219 / 338 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 218-219 / 338 Next Page
Page Background

207

Александра Лаухина-Холтобина

служит напоминанием, узенькой тропиночкой к вдохновению в

работе над обещанными исследованиями. Просим милости в на-

ши липецкие края, в наши старинные русские села: Плоское, Со-

ловьёво, Яркино, Ястребины, Чернолес, в окрестности старин-

ного Ельца, что считалось когда-то глубинной Россией, где фи-

зические страдания людей породили "страдания" песенные.

И все же:

Отчий край меняется с годами,

Но люблю я /что таить грехи?/

1Чтоб на свадьбах ливенки "страдали",

1Распахнув вишневые мехи.

Почему бы это?

1977

206

Александра Лаухина-Холтобина

их немного уменьшилось, отчего эмоциональная окраска стала

еще нежнее. Удивила меня тематика куплетов.

Голосистая гармонья

Унесла мое здоровье.

Первое, что так искренно пропела она под игру брата Михаи-

ла, большого любителя народной музыки, несмотря на серьез-

ный физический недуг. /Он инвалид Великой Отечественной

войны/.

Я страдала, страдать буду,

Пока милку не забуду.

Как? Снова о самом больном? Теперь, когда с виду все хоро-

шо и спокойно?

- Понимаете, - разъяснили мне позднее, - Как только заигра-

ют "страдания", сразу приходит на ум самое грустное, что дове-

лось пережить. Веселое - язык не выговаривает.

Вот, оказывается, как сильна традиция в этих напевах. Если

уж петь, то только, как всегда, о сокровенном, о том, что зарыто

в самой глубине души, о чем просто так не расскажешь.

- Узнать бы, с какого времени они бытуют здесь, эти "страда-

ния", - любопытствую я.

- А они всегда здесь были, - вмешалась в разговор старушка, -

Мне еще моя бабушка рассказывала, как пела её бабушка. Их то-

гда протяжными называли.

- А кто же их "длинными" назвал, бабуся?

- Сами и назвали, кто ж еще? Ведь, правда "длинные".

Спорить не приходится, ей лучше знать.

Во всяком случае, на мой взгляд, судя по всему, из всех "стра-

даний" эти самые-самые старинные, так сказать, родоначальни-

цы всех остальных, живущих ныне в современном репертуаре ху-

дожественной самодеятельности. Закон жизни: молодое живет,

старое умирает. И все-таки мне жаль, что, вероятно, они уж не

украсят свадьбу Галиного сына.

Мне как свидетелю и очевидцу периода их расцвета хочется

обратить внимание исследователей на изучение "страданий"

именно наших, так называемых "длинных", сохранивших всю

свою самобытную прелесть. По-моему, это тот самый клубок, в

котором нашлось начало утерянной нити. Пусть мой рассказ по-