Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  216-217 / 338 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 216-217 / 338 Next Page
Page Background

205

Александра Лаухина-Холтобина

фольклорным путем. Самодеятельная сцена, эта творческая мас-

терская народа, предпочитает озорство и бойкость частушки или

коротких "страданий", вроде саратовских. Наши ей не подходят

из-за минорной окраски. Неужели затем они дожили до наших

дней, благодаря гостеприимному убежищу в сердце народном в

любые невзгоды, чтобы незамеченными бесследно кануть в про-

шлое?

Обращаюсь к литературоведам, читаю выступления Народно-

го артиста СССРОбразцова, с радостью узнаю, что нашла едино-

мышленника в Сергее Есенине, наконец, вспомнила М.Н. Мор-

дасову, Народную артистку РСФСР, посвятившую жизнь русско-

му песенному фольклору, и написала ей.

Горячее согласие Марии Николаевны прослушать "длин-

ные страдания", которые впоследствии ей очень понравились

за оригинальность, принесли мне новые заботы: как сделать

магнитофонную запись. Спешу в Плоское. Свадеб скоро не

предвидится. Иду к одной из признанных площанских певиц,

которую знаю лучше других. Это Лаухина Александра Петров-

на. В молодости - миниатюрная, пышноволосая, самая весё-

лая и звонкоголосая на гуляньях. И неизменно в крупных бле-

стящих бусах. Запомнилось же. Пела больше в дуэте с мужем -

гармонистом, полюбившем своюШуру за песни. Раньше в се-

ле умение петь "длинные страдания" считалось одним из до-

стоинств женщины или девушки. В ту пору на праздниках её

голос взлетал над селом, как колокольчик, известивший на за-

ре о чем-то долгожданном. Потом, солдаткой, потерявшей му-

жа, пела еще звонче, только в её пении слышалось теперь не-

поддельное человеческое страдание, жалобы на раннее одино-

чество, невыплаканные в одиночку слезы.

Сейчас Александре Петровне шестьдесят. Все уже в прошлом.

Живет в достатке со своей старушкой - матерью, получает при-

личную пенсию. Сын с семьей в Липецке. Она мало изменилась:

моложава, приветлива, даже бусы на месте.

- Спеть - дело несложное, - отозвалась женщина на мою

просьбу, - Только если бы 30 лет назад, лучше бы вышло. - Но

время не подвело. Голос её по-прежнему звонок, как нанизанные

на незримую струну невидимые колокольцы. Разве только число

204

Александра Лаухина-Холтобина

Не бросайте на грязь лицом.

Куплеты настолько близки к народной жизни и так правдивы,

что в них фигурируют существующие местные географические

названия.

Что ж вы сделали, Озерки,

Скрыли милого глазенки.

Распроклятые Бутырки,

Не найдешь по сердцу милки.

Кстати сказать, это те самые Озерки и Бутырки, где вырос

И.А. Бунин, и подробно описанные им в его произведениях, осо-

бенно в "Жизни Арсеньева". Это он, Бунин, подшучивал над

младшим братом Евгением, который купил ливенку и "страдал"

вечерами с крестьянской молодежью. Стало быть, народ творил

параллельно с великим русским писателем. Сочинял, казалось,

бесхитростно, но, как и он, талантливо и надолго. Творчество Бу-

нина помогает понять нам нелестный эпитет в адрес его родово-

го имения. Хутор из нескольких дворов, неимоверная бедность

крестьян, да и самих господ тоже, дети которых, подрастая, уез-

жали в город на учение, а крестьянские - на заработки. Какие уж

там женихи в этих Бутырках, какие "милки"? Так и страдали на-

ши женщины и в прямом и в переносном смысле.

В тот вечер, видя мою заинтересованность, гармонист, мужчи-

на лет сорока пяти, пояснил мне:

- Молодежь эти "страдания" не поет. У них теперь другие пес-

ни.

- Соответственно жизни, - и добавил с досадой, махнув рукой,

- А.…Да, что они понимают?

Ничего удивительного. Все теперь здесь другое. И большое

благоустроенное село, удобно и по-хозяйски раскинувшееся сре-

ди кружевного и ромашкового черноземья, и люди, довольные

этой благоустроенностью, и дети, счастливые счастьем родите-

лей, не разлученных войной. Песни и ритмы тоже другие, "соот-

ветственно жизни". Да кто же не рад такому? И все-таки мне ста-

ло жаль наших умирающих "длинных страданий". Я знала, что

звонкий ручеек их не вливается в общее русло полноводной реки

народного пения. Застрял на пол пути и мелеет с каждым годом.

Надо полагать, что слагались "страдания" только стихийно -