Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  214-215 / 338 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 214-215 / 338 Next Page
Page Background

203

Александра Лаухина-Холтобина

под руки друг с другом, и с гармонистом посередине запевают

"длинные страдания". Вслед за одним все хороводы превращают-

ся в шеренги, которые движутся с одного конца загона на другой

и обратно:

Ох, от страданья нету леки

Ни в больнице, ни в аптеке.

Заливается одна женщина. А рядом другая, не дожидаясь, по-

ка кончит подруга, будто она одна на целом свете, взвилась в не-

бо другим куплетом:

А кто ж это сказать велит,

О ком мое сердце болит.

И кажется, что взмывают в синеву чистые, серебристые струи

небывалого фонтана из высоких женских голосов. И всем хоро-

шо: чинно выступающим старушкам в черных плетеных платках,

мужчинам, ревностно прислушивающимся к куплетам своих лю-

бимых, ребятишкам, снующим между шеренгами воробьями, за-

бегающим вперед, а главное женщинам, изливающим в пении

душу.

Заливается канарейкой звонкоголосая певунья, а гармонь вто-

рит ей, плетя красивейший музыкальный узор, сродни чудесному

елецкому кружеву. А "страданий" не перепеть, есть буквально на

все случаи жизни. Из всего, что споет женщина на гулянии, мож-

но узнать всю ее подноготную. Она надеется, тоскует и сомнева-

ется в любимом принародно, нисколечко не стесняясь этого:

Вспомни, милый, как ты клялся,

А теперь бросать собрался.

Или жалоба на свою судьбу:

Про меня слава летела,

Как я горькая терпела!

А это грустит солдатка: Ах, залетка, где ты, где ты?

Про тебя пишут газеты.

И так до следующей смены шеренг на круги.

Особой печалью веяло от "страданий", сложенных народом до

революции, о женской доле.

Я заплачу, зарыдаю,

Отдай, мама, с кем страдаю.

Братья, сестра и мать с отцом,

202

Александра Лаухина-Холтобина

То под бабий прощальный вздох

Развернул мехи цвета вишен

И сердца, как огонь ожег.

Да, много ливенок в наших краях осталось пылиться в сараях,

так и не дождавшись своих хозяев. Но "страдания" выжили, не-

смотря ни на что. Только в тот вечер, в помещении, им не хвата-

ло раздолья, простора деревенской улицы. Улицы - в сельском

смысле слова. Раньше в селе вместо улиц были выгон, большак,

середка…Если говорили, что на "улицу", это значит на праздник,

на гуляние.

Вот что представляла тогда эта картина, главным этюдом ко-

торой было распевание наших "длинных страданий". По старой

традиции в праздничный день - в советское время это мог быть

День выборов, Победы, Праздник урожая - с обеда у чисто выме-

тенных полисадников и дожелта вымытых крылечек собирались

нарядные жители села. Куда ни глянь, всюду народ. Там молодые

затеяли возню, а неподалеку от них - пожилые, пришедшие по-

любоваться на своих ненаглядных сынов и дочерей. Да и с чужи-

ми не грех сравнить. А главное, украдкой взглянуть на будущих

зятьев да снох: чего они стоят. Все полны какого-то внутреннего

восторга и ожидания, когда все значительное и радостное еще

впереди.

Вдруг на дальнем конце села послышались знакомые перели-

вы "страданий". Все, как по команде, повернули головы на чару-

ющий звук и двинулись в сторону заливающейся ливенки. Не-

большие группы людей стали увеличиваться, стекаясь из всех за-

коулков. Но тут подала голос еще одна гармонь, а первая уже взя-

ла курс на выгон. Одновременно смекнув, в чем дело, собравши-

еся заспешили вслед за мелодией. Вскоре на выгоне - несколько

гармонистов. Вокруг каждого - живое кольцо из тех, кто предпо-

читает именно его. А чтобы доказать, что они не ошиблись в сво-

ем избраннике, гармонист играет так, что ноги сами пускаются в

пляс. Тут тебе и прославленная "матаня", и степенная "сербиян-

ка", и задиристая "барыня" для мужчин.

Но вот резко, на секунду, гармонь замолкает, будто вместе с

гармонистом переводит дух, а затем начинает выводить плавную,

переливчатую мелодию. Женщины, будто только этого и ждали,