—
148
—
известное развипе учениковъ, значительно практическое усвоеше уче
никами родного языка; а всЬмъ этимъ школамъ не удовлетворяетъ _на
чальная школа. Накопецъ, развивая программу того или другого школь-
наго предмета, не нужно забывать интересовъ и другихъ нредметовъ,
чтобы одинъ, особенно же малозначительный, не убивалъ другого, бо-
лйе его важнаго въ образовательномъ отношеши, а это именно и бы-
ваетъ не р'Ьдко съ грамматикой: выгЬснивъ изъ школы все образующее
и воспитывающее, грамматика давала въ результат!; лишь уменье д'Ь-
лать безъ запинки грамматическш разборъ, а диктовка приводила къ
уменью написать правильно на экзамен'!;,—и то и другое забывалось уче-
никомъ не болгЬе какъ черезъ годъ по окончанш имъ курса.
Въ настоящее время „Приы'Ьрвыя программы* мин. нар. проев-
низвели грамматику и правописаше на подобающее имъ скромное м'Ь-
сто, поставивъ во глав1! школьнаго учешя объяснительное чтенш съ
устными и письменными изложешями и обязательное сообщена зпанШ
по исторш, географш, естествознание, и нужно только пожелать, что
бы школа усвоила себЬ это направлена и нашла бы себ'Ь силы для
борьбы съ рутиной.
„ПримЬрныя программы* требуютъ лишь отъ учениковъ „правиль
ного, но возможности, письма*, и это
„по возможности
“ относится,
конечно, не ко всей совокупности ороографш, а только къ тГмъ слу-
чаямъ нравонисашя, кои въ программ^ указаны: противъ этихъ то сду-
чаевъ ученикъ,
по возможности
, и не долженъ погрешать.
Грамматическая знан!я введены въ программу лишь какъ под
спорье, какъ облегчающее учителя и учениковъ средство для выясне-
шя правилъ нравонисашя: „Введете въ курсъ начальнаго народнаго
училища св^дЬмй изъ грамматики им’Ьетъ главною ц'Ьлью облегчить
учителю объяснена, а учеенкамъ заиоминаше важвМшихъ правилъ
нравонисашя, Свйд'Ьньт эти должны сообщаться
въ самомъ элементар
ном* обимгъ, безъ излишних* подробностей,
причемъ не слЬдуетъ.
однако, избегать общепринятыхъ грамматнческихъ термиеовъ*. (См.
программы мне. нар. проев.).
Приведешь згЪеь программу правописан!я и грамматпческихъ зна-
нш для кал;даго изъ трехъ .гЬтъ школьнаго ученья.
Первый годъ.
„Дкдеше словъ на слоги и переносъ части слова
въ новую
строку.
Буквы пропневыя н строчный, случаи употреблешя
пропвеиыхъ
буквъ. Буквы гласный и согласныя; гласеыя твердил и со-
отв'Ьтствующщ
имъ лягая. Буквы
ъ,
ь, «. Азбучный порядокъ буквъ.
Неупотребление
ы. я, ю—
посл4
ж, ч, » , щ.
Твердое и мягкое
про
из*