—
147
—
(Первая половина). Какимъ словамъ псалма соотвЬтствуетъ вся вторая
половина стихотворешя? (Творяй cia не псдвижится во вЬкъ).
— Въ чемъ сходство съ псалмомъ первой половины стихотворешя?
(Начинается стихотвореше тЬмъ же самымъ вопросомъ, сходенъ и отвЬтъ
на этотъ вонросъ). Повторите вопросъ и отвЬтъ на него?
Какъ въ стихотвореши разъяснена мысль псалма —„не подвижится
во вЬкъ ‘? Про кото въ началЬ говорится,—кто это мечемъ руку опол-
чаетъ? Какую ему Богъ силу даетъ? Не можете ли указать примера
изъ св. исторш? (Давидъ, побЬдившШ Гoлiaфa). Про кого говорится
дальше,—кто это въ вЬнцЬ? Каково царству при такомъ царЬ? (На
роды его благоденствуютъ въ правда, въ свободЬ, въ довольства ) Про
кого въ концЬ говорится, —что это значитъ—взять арфу? Кто ножетъ
служить примЬромъ? Каковы будутъ у него мысли и чувства?
— Такъ въ чемъ же святъ избранникъ БожШ, какъ онъ не по
колеблется во вгЬкъ?
— Разскажите содержаше псалма и стихотворешя,—первую по
ловину по псалму, а вторую—по стихотворенш? —Написать кратые
ответы на вопросы: кто близокъ къ Богу? Какъ твердъ и силенъ че
ловЬкъ, близшй къ Богу?
— Сравните теперь содержаше псалма съ тЬмъ, что мы читали
о любви къ ближнему,—въ чемъ сходство?
— Сравните прочитанный церковнославянсюя статьи—съ рус
скими статьями (Небесная капля, Духовныя потребности человЬка и
проч.),—въ чемъ сходство? Каждый ли человЬкъ получаетъ дары Бо-
лии? Каждый ли человЬкъ можетъ употребить эти дары на хорошее
дЬло? Что же долженъ знать и что дЬлать каждый человЬкъ, чтобы
не поколебаться во вЬкъ?
Грамматика и правописаше въ начальной школЪ*).
Въ послЬднее время возникла цЬлая литература, осуждающая из
лишнее увлечеше въ начальной школЬ грамматикой и правописашемъ,
доказывающая трудность этого предмета и безрезультатность завятш.
Грамматика, при извЬстеыхъ условкхт, можетъ имЬть свое обра
зовательное (
формальное
) значеше; но для правильной ея постановки,
не говоря уже объ умЬньи учителя, требуется значительное время,
*) Методика грамматики и правописашя подробно изложена въ руководствам Тихоми
рова: „Чему и какъ учить на урокахъ родного изнка“; „Азбука правописашя", ч. 1; „Азбука
иравописашя", ч. 2.